Что делать, если ребенка обижают в школе?

На главнуюЛента новостей2017апрель15 – Что делать, если ребенка обижают в школе?

С марта 2017 года некоммерческая организация «Семья детям» начала проводить открытые лекции для пап и мам Верхней Салды. Темы лекций касаются актуальных вопросов детско-родительских отношений. Эти мероприятия организация проводит в рамках проекта «Профилактика жестокого обращения в отношении детей в Верхней Салде», который реализуется в нашем городе уже третий год. Первая лекция состоялась в школе №1 и была посвящена теме «Что делать, чтобы Ваш ребёнок не стал/перестал быть жертвой издевательств в школе?». На лекции присутствовали порядка ста родителей. «Они пришли с самыми разными вопросами, - говорит Марина Березина, психолог «Семьи детям». -  Многие после лекции продолжали рассказывать свои случаи из жизни, им не хотелось уходить. Очень тяжело, когда родители плачут, не могут решить проблему своего ребенка. ? прежде всего именно им мы хотели помочь». 

По данным Организации объединенных наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. По данным статистики детского телефона доверия в России количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза. По данным исследования «Семьи детям», которое проводилось в Верхней Салде - 75% детей подвергаются психологическому насилию. 

В нашем материале мы приведем случаи из жизни, которые представила Марина Березина на лекции и подскажем, что делать, если ребенка обижают в школе. 

Как распознать, что ребенка травят?

Марина Березина, психолог «Семьи детям»:

- Чаще всего, если ребенка травят в школе, он не признается в этом родителям. Потому что ему стыдно за то, что это происходит именно с ним, а еще потому, что ребенок боится, что родитель придет в школу, начнет разбираться, и тогда в глазах одноклассников он уже никогда не сможет реабилитироваться, а прослывет ябедой и трусом. Нежелание разочаровывать и расстраивать маму или папу, тоже часто мешает открыться. Ко всему этому можно добавить, что дети не всегда видят поддержку и не всегда верят, что эту ситуацию можно разрешить. 

Но есть очень важное правило - травлю никогда не удастся остановить без вмешательства взрослых. Травля от ссоры отличается тем, что ребенка систематически бьют, над ним насмехаются, угрожают. Травля – это насилие. Если ребенок теряет интерес к школе, кажется счатливым в выходные, а в будни нет, предпочитает проводить время в компании взрослых, часто болеет, его мучают кошмары, он кажется одиноким, боязливым, тревожным и отказывается говорить, что происходит, то это именно те признаки, на которые важно обратить внимание родителю, и начать действовать.

Кого винить в травле?

Марина Березина, психолог «Семьи детям»:

- Ребенок подтягивается на турникете 5 раз. В то же время его папа всю жизнь мечтал быть спортсменом и говорит ему «нет, слушай давай 20 раз». А ребенок столько не может. Так некоторые завышенные требования рождают у ребенка бессилие. Что в крайней степени, как объясняют психологи, может привести ребенка к жертвенному типу поведения.  

Жертвенный тип поведения - когда ребенок постоянно жалуется, плачет, не умеет постоять за себя, слишком внушаем. Такое поведение не нравится людям и неосознанно вызывает агрессию. ? именно по этой причине ребенок может стать жертвой травли. Здесь ситуацию можно изменить только принятием ребенка и любовью. Каждый ребенок нуждается в любви, каким бы он сопливым ни был. Если ребенок растет в семье, где ему рады, где его не унижают – это первый шаг к тому, чтобы уберечь  ребенка от травли. Но для того чтобы стать объектом травли, одного поведения жертвы недостаточно. Еще один обязательный фактор — взрослые делают вид, что в классе «все нормально», что ничего не происходит. Если в классе появляется ребенок, который готов быть жертвой, главное, что нужно понимать, — это не его вина. Так сложилось в его жизни. Принимать меры необходимо взрослым.

Кроме того, бывает так, что родители пытаются найти причину травли в самом ребёнке: «Подумай, чем ты мог обидеть ребят?», «А кого-то еще обижают или только тебя?», «Может тебя травят, потому что у тебя очки?». ? такие вопросы задавать ребенку неприемлемо. Это усугубит ситуацию. Также в травле часто винят агрессоров, учителей, одноклассников, которые боятся заступиться. Но обвинения ни к чему не приведут. Травля — это проблема не одного и не двух учеников, а всего коллектива, включая учителей. ? оправдывать травлю какими-то особенностями ребёнка нельзя. Бывают разногласия и конфликты, но они заканчиваются, а у травли есть системный характер. Происходит насилие. Задача родителя назвать это явление и донести эту мысль максимально доступно и понятно.

Что можно сделать вместе с ребенком? 

Марина Березина, психолог «Семьи детям»:

- Когда мы начинаем говорить с родителями о травле, особенно с папами мальчиков, чаще всего эта проблема не воспринимается как что-то требующее внимание. Все видели мультик «Гадкий утенок» и кажется, что травля вполне естественная составляющая нашей жизни. Поэтому стереотипы и заготовки, придуманные за десятилетия родителями, типа «не обращай внимания» и «дай сдачи» очень расхожи. Но они оставляют ребенка наедине со своей проблемой, а родитель в такой ситуации умывает руки. 

Первоочередная задача — это вывести ребенка на разговор о травле, разобраться, что случилось и восстановить последовательность событий. Успокоить ребёнка и обеспечить ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Как бы ни хотелось при этом вскочить и побежать требовать обидчика к ответу и обвинять учителей. При этом важно показать, что вы услышали ребёнка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет. В то же время нужно оценивать ситуацию. Если речь идёт о взрослом подростке, то здесь нужна стратегия, позволяющая ему справиться с проблемой самостоятельно. Но в младшей и средней школе детям необходима поддержка родителей. ?менно поддержка, а не чрезвычайная опека и ограждение от любых потенциальных трудностей.

Нужно предложить ребенку вместе подумать, что можно вместе сделать в этой ситуации. Так он будет уверен, что контролирует ее, не перекладывает решение на взрослых, и в силах что-то сделать сам. 

Также важно и предложить некоторые хорошие готовые решения. «У нас был случай с мальчиком, – рассказывает одна из мам. - Он пришел в школу с новым браслетом из ракушек на руке. Он гордился им, потому что привез с моря. А дети встретили его фразой: «О какой у тебя браслет, как у девчонки». Наш мальчик на насмешки ответил: «Может мне выйти из класса, вам будет легче меня пообзывать или поговорить обо мне». Такой выход из ситуации называется разоблачением обидчика. Часто это работает и пресекает травлю. Также очень приемлемо научить ребенка говорить уверенно «нет», «оставь меня в покое» в лицо тем, кто обижает, а также использовать юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать издевательства всерьез. 

Как обратить внимание учителя на проблему?

Марина Березина, психолог «Семьи детям»:

- Я как-то работала с очень хорошим классом не по теме травли. ? удивлялась, как у них получается быть такими дружными. ? однажды я захожу к ним на родительское собрание и вижу, что родители и учитель сидят и пьют чай. Увидев меня, они сказали: «Проходите, сначала мы будем пить чай, а только потом общаться по делу». Такое неформальное общение между родителями очень сильно влияет на то, что происходит между детьми и для меня была очевидна заслуга учителя в вопросе профилактики травли в этом классе.

Но не все учителя умеют так организовать класс, кто-то просто не хочет. Обращаясь к учителю с проблемой важно сохранять спокойствие и объективность, предоставлять ему все имеющиеся у вас факты и доводы. Нужно поинтересоваться, какие конкретно шаги предпримет педагог, чтобы остановить травлю. Что он может предложить, чтобы обеспечить ребёнку максимально возможный уровень безопасности на своих уроках и на переменах. Если с учителем продуктивного диалога не вышло — значит, необходимо обратиться к директору или к кому-то из администрации. Не стоит уходить из школы, пока нет уверенности, что вас услышали, а не отделались от вас, пообещав, что это больше не повторится.

Как рассказать другим родителям и что делать всем вместе?

- О чем думает учитель, завуч, директор, когда случается такая ситуация травли? – вопрошает одна мама слушательниц нашей лекции. – Чаще всего они в первую очередь переживают за себя, чтоб никто об этом никому не рассказывал. Никто в этот момент не думает о ребенке, никто не думает, как дальше поступить, всем главное удержаться на своих местах. У нас было такое, что учителя просили не обращать внимания на это и даже ругали тех детей, которые заступались. 

В таких ситуациях, когда учитель или школа не хотят решать проблему, важно объединяться родителям, обозначив проблему травли, как болезнь всего класса. Очень часто роли агрессора, жертвы, свидетеля, меняются в лице одного ребенка, если вчера ты был тем, кто просто наблюдает, то завтра ты можешь стать жертвой – это психологические законы существования нездоровой группы, где всегда агрессию нужно вымещать на ком-то.

Объединившись, родителям нужно составить план действий. Возможно, придумать правила класса типа «У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся – их разнимают». Родителям важно не бросать то, что они начали, а довести до конца. Важно регулярно спрашивать у детей, что у них получается, а что нет, в проблемных отношениях друг с другом, что они думают с этим можно сделать. Чаще всего, когда детям объясняешь, что травля – это насилие, если ищешь выход и общаешься с детьми уважительно на эту тему, а не обвиняя, то ситуация нормализуется.

Есть другая мера – это отдать ребенка в другую школу, но это лучше использовать как крайнее решение, если ребенку угрожает явная опасность. Ведь если забрать этого ребенка из класса и отправить в другую школу, то в старом классе найдется новый изгой, который встанет на его место. ? никто не может гарантировать, что в новой школе все будет хорошо. Уход в другую школу – это провал для всего класса. Потому что чаще всего в маленьком городе, все друг про друга всё знают, и никуда от этого не убежать. Поэтому лучше всего собраться и решить проблему, чтобы она не висела грузом тяжелых воспоминаний в будущем. 

Что касается родителей обидчиков, то здесь есть два пути – когда они занимают оборонительную позицию и когда хотят решить проблему и заинтересованы в этом не меньше родителя жертвы. Здесь важно не давить, а постараться объединиться и подключить как моральные, так и практические действия.

Бывает, что в роли агрессора выступает сам учитель. Дети наиболее обессилены в такой ситуации. «Был случай, когда учительница применяла физические наказания, она ходила между партами и кого-то сзади стукала. Дети говорили об этом классному руководителю, он  в свою очередь общался с этим учителем и слышал в ответ «я ничего не делаю, я никого не бью, глупости какие». В итоге сработало, что в тот момент, когда учительница снова ударила своего ученика, он вышел из класса (первое что надо сделать это выйти из ситуации насилия, выйти физически). Возле класса он достал телефон, набрал номер и громко сказал, не отходя далеко, чтоб учительница слышала: «Мама, Татьяна Петровна (имя вымышленное) меня только что ударила, я ухожу». ? он ушел, но он ушел не один, а с одноклассником, он с ним заранее договорился, потому что так ребенку легче. Родители приняли меры, и учительница больше не работает  с детьми, но ее не уволили из школы» - рассказывает Марина Березина.  

Кто еще может помочь?

Поддерживайте ребёнка на всех возможных уровнях. Найдите психолога, который, возможно, сможет поработать над его проблемами. Сами обратитесь к психологу, чтобы разобраться с проблемами в семье. Психологи есть прямо при школах, также вы можете обратиться к ним в другом городе. Предложите ребенку записаться в спортивную секцию или в кружок единоборств, где он сможет не только найти новых друзей, но и стать сильнее, выносливее, а значит — увереннее в себе. Познакомьтесь с его одноклассниками и приглашайте их почаще в гости, объединитесь с другими родителями и обменяйтесь телефонами с ними и с классным руководителем. Обеспечьте ребёнку комфортную и спокойную атмосферу дома, почаще хвалите за его успехи, проводите по возможности больше времени вместе.

Как Вы считаете существует ли насилие в детском доме?
да
Не знаю
нет
 
  Результаты голосований