Подведены итоги проекта «Профилактика жестокого обращения в отношении детей в Верхней Салде»

На главнуюЛента новостей2015декабрь24 – Подведены итоги проекта «Профилактика жестокого обращения в отношении детей в Верхней Салде»

Благотворительная организация «Семья детям» в Верхней Салде завершила первый этап проекта по профилактике жестокого обращения в отношении детей и травле в среде сверстников. Реализация данного проекта стала возможной благодаря финансовой поддержке компании Boeing. Партнером проекта выступила Администрация Верхнесалдинского городского округа. В учреждениях и семьях возникает множество конфликтов, как между взрослым и ребенком, так и между детьми. Чтобы охватить столь сложную и масштабную проблему «Семья детям» действует через специалистов социальной и образовательной сфер. Именно они постоянно встречаются с сотнями родителей и детей, поэтому могут непосредственным образом влиять на решение проблемы. Более 55 сотрудников из 27 государственных учреждений города (детских садов, школ, Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, детского дома, техникума, школ-интернатов) в течение года обучались выявлению жесткого обращения к детям, использованию различных инструментов предотвращения и борьбы с этим явлением. Итогом годовой работы проекта стало создание сообщества, готового применять свои знания на практике. В следующем году организация продолжит свою работу уже в другом направлении данной темы.

«Раньше жестокое обращение я воспринимала как очень редкое явление, какое-то ЧП, которым занимаются органы правопорядка. После проекта на эту проблему я взглянула более широко. Теперь я понимаю, что жестокое обращение может развиваться и скрываться за обыденными вещами (когда ребенок ходит в грязной одежде, когда ребенка в школе травят за то, что он в очках, когда родители кричат на ребенка при всех, запугивают его) и важно это замечать и распознавать.  Жестокое обращение, так же как пожар лучше предупредить.  Для этого важно заниматься профилактикой» - говорит одна из участниц проекта.

Применение физической силы – это то, что сегодня чаще всего ассоциируется с термином жестокого обращения. Исследование проведенное «Семьей детям» показывает другие результаты - о разрешении конфликтов с ребенком путем физических наказаний говорят 26% опрошенных родителей, более массовым сегодня стало психологическое насилие, это подтверждают 58% детей и 75% взрослых. В школе психологическое насилие чаще всего выражается в угрозе ребенку плохими оценками со стороны взрослых и обзывательствах, краже или порче личных вещей со стороны сверстников. Дома, как отметили дети и взрослые, родители нередко повышают голос на ребенка или запрещают ему то, что он любит. Кроме того, родители могут называть ребенка обидными словами, отказываться разговаривать с ним, обещать бросить его. И физическое и психологическое насилие чаще всего возникает из-за того, что и дети, и родители воспринимают их как норму, а также как одно из действенных средств решения проблемы. Это возникает потому, что сегодня другие инструменты предотвращения конфликтов не слишком распространены, о них мало известно. 

Мало информации не только у родителей, но и у специалистов. Поэтому в ходе проекта специалисты обучались методикам работы и применяли их на практике: проводили индивидуальную и групповую работу по этим вопросам с родителями и детьми. О том, как социальные технологии позволяют добиться желаемых результатов в отношениях с детьми без применения насилия, рассказывают участники проекта.

Так, например, в рамках работы по профилактике жестокого обращения в семье одна из специалистов социального центра города рассказала о случае с семьей, где отец регулярно бил жену и угрожал ребенку. «Из-за такой обстановки у ребенка упала самооценка, девочка начала замыкаться. Тогда мы начали проводить консультации с семьей, говорили о несоблюдении прав несовершеннолетних, о безопасности жизни. С ребенком индивидуально занимался психолог, также беседовали с отцом-агрессором. В целом мы вели работу около 5 месяцев. В итоге нам удалось повлиять на то, чтобы муж больше не бил жену и не угрожал детям. Он осознал ответственность за свои поступки. Девочка стала более активна в общении с одноклассниками» - рассказывает специалист центра помощи.

Другой пример, уже касающийся профилактики травли в школе, привела психолог: «В одном классе у нас был мальчик, который все проблемы привык решать силой. Постоянно задирал других ребят, занимался травлей. Поэтому мы начали работать со всей семьей. В частности, провели индивидуальные беседы с ребенком о последствиях его действий и о преимуществах переговоров перед физическим решением вопроса. Также общались с отцом ребенка, который в большей степени занимается его воспитанием, говорили с ним про приемлемые и неприемлемые наказания. По сути, мы старались показать другие пути выхода из сложных ситуаций, не те, что были в традициях этой семьи. В итоге мальчик стал спокойнее, стал спрашивать, правильно ли он поступает. Теперь видно, как он пытается договариваться с другими детьми». 

В рамках проекта специалисты Верхней Салды в своих учреждениях провели и другие мероприятия: классные часы,  конкурсы рисунков, тренинги, создали «Музей безопасности», организовали информационные стенды. Кроме того, Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних был создан крупный проект по социализации подростков, состоящих на различных видах профилактического учета. По словам руководителя проекта Натальи Зайцевой, именно обучение на семинарах по профилактике жестокого обращения вдохновило и мотивировало ее на реализацию этого проекта.  
Роль родителей 

Родители чаще всего сами страдают от насильственных форм взаимодействия с ребенком. Они признаются, что всегда чувствуют себя нехорошо, когда не могут справиться с ребенком, когда у них возникает желание ударить его или накричать. «Здесь мы призываем родителей обращаться за помощью к учителям, к психологам, к специалистам социальной сферы, - говорит тренер-психолог проекта Александра Довиденко. – Часто родители боятся осуждения, думают, что их случаи единичны, но мы хотим сказать, что ситуации, в которые попадают люди, совсем неуникальны. Есть люди, которые призваны помочь и готовы это делать, поэтому не нужно оставаться со своими проблемами наедине, важно искать тех, кто сможет поддержать. Например, если вы узнали, что вашего ребенка травят в школе, то нужно «радоваться» тому, что вы узнали об этом, ведь часто такие вещи скрываются самими детьми. А если вы знаете о случившемся, в вашей власти будет что-то изменить и не оставить ребенка в его беде». 

Роль специалистов

Главная роль специалистов в вопросах профилактики жестокого обращения заключается в их умении видеть случаи жестокого обращения, понимать свои компетенции в этом вопросе, и знать, как решать конфликтные ситуации, которые возникают в семье или детском коллективе. Участники проекта говорят о том, что полученная информация изменила их отношение к проблеме жестокого обращения и травли, у них снизился страх перед работой с этими случаями. «Потому что я теперь знаю, а знание мне придает уверенности и сил», - говорит специалист. Также видна динамика в восприятии жестокого обращения с детьми, как темы, с которой должен и может работать психолог школы или детского сада, а не только органы правопорядка. У специалистов сформировалось понимание того, что им на местах легче работать на предотвращение и профилактику жестокого обращения, что именно они, а не органы, в состоянии первыми заметить и распознать первые признаки жестокого обращения и травли.

Обучение – это не единственная потребность специалистов социальной и образовательной сфер. Теоретические и даже практические знания не всегда могут помочь в выходе из реальной ситуации, с которой сталкивается специалист. И здесь важно проводить супервизии – когда происходит общение в кругу профессионалов и разбираются представленные участниками сложные случаи по работе с семьями и детьми, составляется план действий. «Супервизия - это не только разбор трудного случая, но и возможность для специалиста найти внутреннюю точку опоры, ощутить свою ценность и ценность своей профессии. Супервизия является одним из важных инструментов профилактики профессионального выгорания – когда заканчиваются силы, когда нет веры в себя, и не хочется работать» - говорит тренер-психолог проекта Наталья Хейфец. Сами участники отметили важность соприкосновения с опытом коллег и возможность увидеть, что проблемы можно решить. 

Планы на будущее

В 2016 году «Семья детям» продолжит свою работу в Верхней Салде на эту тему. В частности акцент будет сделан на том, чтобы сформировать индивидуальные программы по профилактике жестокого обращения в учреждениях, специалисты которых прошли обучение. «Благодаря обучению самых сильных специалистов города мы уже создали сообщество единомышленников, которое готово передавать свои знания коллегам. По сути, мы сейчас выращиваем специалистов – профессионалов именно в этой области. Чтобы в будущем они могли не только сами работать с проблемой жестокого обращения, но и быть экспертами в этом вопросе. Нужно отметить, что роль нашей организации – это научить тому, как бороться с жестокостью, при этом главные участники борьбы с насилием – это специалисты, которые работают в учреждениях, и родители. Поэтому важно, чтобы  в Верхней Салде после нас остались такие люди, к которым можно будет обратиться за поддержкой и советом» - говорит директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова. 

Основные материалы, разработанные «Семьей детям» в рамках этой темы, можно найти здесь. 

Поддерживаете ли вы какую-нибудь благотворительную организацию в России?
Да
Нет
 
  Результаты голосований