17 важных итогов за 2017 год

На главнуюЛента новостей2017декабрь28 – 17 важных итогов за 2017 год

Дорогие друзья! 2017 год заканчивается, и мы спешим сообщить вам о самом важном, что «Семья детям» сделала за это время.

1

 

Что сделали:  в наших проектах, которые мы реализовывали в 2017 году, мы проводили обучающие семинары-тренинги для специалистов, работающих с детьми и родителями, в том числе с приемными. Это специалисты детских домов, социальных центров и некоммерческих организаций.

Зачем сделали: Мы даем специалистам совершенно специфические знания о том, как работать с детьми, имеющими опыт сиротства, как помогать приемным родителям, и что делать с семьями, в которых есть риск отказа от ребенка. За годы работы в детских домах нам удалось главное – это изменить взгляд многих воспитателей и руководителей на то, какая именно помощь сегодня нужна детям, а какая родителям. Нам важно было объяснить, что пережил ребенок, попав в детский дом, как это отразилось на его психологическом состоянии и поведении, и что делать взрослым, чтобы среда детского дома или приемной семьи была исцеляющей для ребенка. И это трудно, друзья… 

Прочитайте наш пост «Дети плачут по понедельникам» 

Цифры: 12 семинаров-тренингов мы провели для 89 специалистов Малоистокского детского дома, детского дома на Ляпустина, разных некоммерческих организаций из Свердловской области и Пермского края.

2

Что сделали: в каждом из наших 6 проектов, которые мы реализовывали в 2017 году из месяца в месяц мы проводили регулярные супервизии для сотрудников детских домов, некоммерческих организаций, социальных центров, школ и детских садов, которые работают с семьей (как индивидуальные так и групповые). Супервизии подразумевают разбор трудных случаев в работе, проработку сильных чувств и восполнение психологических ресурсов, повышение профессиональных компетенций.

Зачем сделали: не всегда у человека есть понимание, как найти выход из той или иной ситуации. Оставаться один на один со своей проблемой достаточно тяжело, это «загружает», эмоционально изматывает, негативно влияет на текущую деятельность. Для специалистов детских домов это особенно актуально, ведь множество граней их профессии всегда очень остры: это касается их взаимоотношений с детьми, коллегами или системных противоречий. Психологи «Семьи детям» здесь выступает в роли специалистов, которые, смогут помочь участникам посмотреть на ситуацию со стороны, увидеть новые возможности и получить профессиональные рекомендации. 

Прочитайте наш пост, где мы рассказываем о супервизии на тему, как готовить ребенка, оставшегося без родителей, к жизни в приемной семье 

Цифры:  40 супервизий провели для 151 специалиста из разных городов Свердловской области и Пермского края.

3

Что сделали: Из года в год мы работаем на профилактику профессионального выгорания специалистов детских домов и тех, кто работает с семьями и детьми. 

Зачем сделали: многие специалисты, которые работают в детских домах, не знают о синдроме профессионального выгорания... Вот так люди отдают абсолютно всех себя детям и работе. И у них свершено не остается времени, на себя, не остается времени на восполнение ресурсов, а силы все уходят. Профессиональное выгорание - это даже опасно. Выкладываясь на 200% можно прийти к тому, что силы иссякнут, и человек просто больше не сможет помогать. Крайние случаи - это огрубление специалиста и причинение им вреда ребенку. На эту тему мы каждый месяц проводим семинары, тренинги и супервизии. Их главная цель - чтобы специалисты знали, что такое эмоциональное выгорание, чтобы они могли оценить себя и понять, что делать. 

Прочитайте о том, как специалисты на наших встречах улучшили не только свое эмоциональное состояние, но даже физическое здоровье  

Цифры: 18 тренингов по профилактике эмоционального выгорания мы провели для 61 специалиста (психологи, руководители, педагоги, специалисты по социальной работе и др. специалисты детских домов и социальных центров).  

4

Что сделали: в прошлом году мы открыли 2 клуба приемных родителей: при социальном центре в Верхней Салде и при Малоистокском детском доме в Екатеринбурге. В этом году мы активно поддерживали семьи на встречах Клубов.

Зачем сделали: Верхнесалдинский клуб стал особенно актуальным для бабушек–опекунов. Клуб поддерживает, дает информацию, налаживает коммуникацию, отвечает на вопросы, решает образовательные задачи. В Клубе мы помогаем сузить поколенческий разрыв, говорим про проблемы в школе,  трудности подросткового возраста, разбираемся, как с ребенком обсуждать разные «неудобные» темы, говорим о том, как сохранять силы и ресурсы, как оставаться ребенку бабушкой, выполняя материнские функции и многое другое. 

Прочитайте наш материал «Бабушки вместо мам – особенности воспитания» о бабушках-опекунах, которые приходят в наш Клуб

Клуб в Малоистокском детском доме, способствует устройству детей в семьи. С 2015 года главной функцией детских домов стало не просто воспитывать и содержать ребенка в учреждении, а заниматься устройством его в семью. Клуб приемных родителей  это реальный шаг, который помогает этой идее. Ведь ребенка нужно не только устроить в семью, еще надо оказывать помощь родителям, столкнувшимся с трудностями. Родителям очень нужна такая поддержка, потому что воспитание ребенка из детского дома - это не только про любовь, здесь важны знания, которые позволят осуществить все задуманное и быть вместе счастливыми. 

Цифры: мы провели 13 встреч для 45 замещающих родителей.

5

Что сделали: мы продолжили работу в помощи детским домам в масштабной реформе. Мы начали эту работу в рамках проекта «Нет» насилию в отношении детей», а сейчас ведем системную точечную работу, учитывая особенности и потребности двух детских домов в реформировании: Малоистокского детского дома и детского дома на Ляпустина.

Зачем сделали: С недавнего времени детские дома стали переименовывать в центры содействия семейному устройству. Если раньше главными функциями детских домов были воспитание и уход за ребенком, то сегодня задачи учреждений кардинально изменились – главное сейчас — найти семью для ребенка и выстроить систему ее сопровождения после усыновления или опеки, а также создать условия для проживания детей в детском доме максимально приближенные к семейным.

Но у вчерашних специалистов детских домов, многие из которых десятилетиями работали по старой системе, нередко нет квалификации для решения новых задач. Для кого-то из них сложившаяся ситуация – это разрушение профессиональных надежд, для других – открывшиеся новые профессиональные перспективы, но точно для всех – это изменения, которые не удастся обойти стороной, изменения которые требуют усилий от каждого сотрудника. Поэтому важным является решение проблемы профессионализации кадров, которые будут заниматься устройством детей в семьи. Мы это делаем в рамках двух наших проектов «Бывший детский дом», который поддерживает Фонд Тимченко и «Невидимые дети», который поддерживает Фонд «КАФ».

Прочитайте в журнале «Филантроп» зачем некоммерческой организации помогать специалистам детских домов 

Цифры: В каждом из детских домов проведено 4 ключевых семинара «Как выживать в эмоциональных перегрузках», «Травма привязанности», «Семейное устройство детей с ОВЗ», «Кейс-менеджмент», также для специалистов проводятся ежемесячные супервизии. В детском доме на Ляпустина обучены 12 волонтеров работе с детьми с инвалидностью, проведен 1 семинар «Управление изменениями» и 1 тренинг по командообразованию. Всего в обучающих мероприятиях принимают участие 28 сотрудников. При детском доме открыта первая школа приемных родителей для детей с ОВЗ. В Малоистокском детском доме обучено 18 сотрудников, ежемесячно проводятся встречи в Клубе приемных родителей, проводятся индивидуальные консультации для приемных семей.

6

 

Что сделали: В рамках реализации проекта «Невидимые дети» с привлечением «Семьи детям» в детском доме была пересмотрена программа школы приемных родителей и сформирован новый модуль, специализирующийся на обучении семьей, воспитывающих детей с инвалидностью. Программа модуля ориентирована на повышение уровня социально-психологичсекой готовности родителей принять ребенка с инвалидностью в семью и предотвращению повторных отказов от приемных детей. На обучении с родителями специалисты занимаются анализом ресурсов, изучают особенности развития детей с ОВЗ, учат родителей понимать инвалидность, как с медицинской, так и с социальной точки зрения, знакомят с современными технологиями реабилитации. Также в школе родителей обучают оценке индивидуального развития ребенка. В работу школы привлекаются родители, которые уже воспитывают детей с инвалидностью, для обмена опытом. В проведении занятий принимают участие врачи разного профиля, юристы, социальные работники.

Зачем сделали: В начале 2017 года благотворительная организация «Семья детям» совместно с Фондом «КАФ» и при поддержке Министерства социальной политики Свердловской области начала работу над проектом «Невидимые дети», который призван поддержать специалистов Екатеринбургского детского дома интерната для умственно отсталых детей (ЕДДИ) в реформировании учреждения. Как говорит директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова: «Нашей задачей является дать знания специалистам о том, как налаживать кровнородственные связи ребенка, как готовить и сопровождать в родительстве приемные семьи. Важным направлением является обучение специалистов работе с семьями, которые воспитывают детей с инвалидностью». 

Посмотрите сюжет о приемной маме, которая рассказывает о том, как она приняла в свою семью ребенка с инвалидностью 

Цифры: Модуль сформирован из 8 разделов, продолжительность 40 часов, занятия проходят 2 раза в неделю в будний и в выходной день. Первая группа слушателей специального модуля школы состояла из 8 человек. 2 родителей из них уже оформили опеку над детьми»

7

Что сделали: в рамках нашей поддержки детского дома на Ляпустина, а также Малоистоского детского дома нашей совместной задачей является поддерживать родителей, которые хотят взять ребенка с инвалидностью семью, и тех, кто уже им стал. Так в 2017 году в детском доме-интернате под опеку взяли 12 детей с инвалидностью. Еще 2-х детей должны взять в семью в конце 2017 года. Кроме того, в детском доме у 3 детей восстановлено общение с кровной семьи и предотвращено попадание 1 ребенка в учреждение. В Малоистокском детском доме благодаря работе Клуба приемных родителей 2 детей обрели семью.

8

Что сделали: Как результат обучения большинство специалистов некоммерческих организаций называют большее понимание устройства службы, ее основных движущих единиц; появление новых идей по организации системы сопровождения; изменение подхода специалистов к психологическому консультированию; расширение методического репертуара в работе с семьями; освоение новых инструментов работы и применение на практике новых техник; появление поддержки со стороны тематических специалистов, расширение уровня взаимодействия между специалистами и организациями; изменение взглядов  на проведение Школ приёмных родителей и отношения к будущим замещающим родителям.

Зачем сделали: В Свердловской области и Пермском крае развиты школы приемных родителей, которые готовят к приему ребенка в семью, но имеется дефицит служб сопровождения замещающих семей, которые работали бы на разрешение проблем, появившихся уже в процессе воспитания ребенка. Также существует нехватка специалистов, оказывающих сопровождение именно замещающим семьям, чьи программы специализировались бы на особенностях воспитания детей, которые были разлучены с родителями, травмированы этим и имеют опыт проживания в детском доме. Поэтому важной составляющей в сопровождении родителей являются профессионализм специалистов и методики, по которым они ведут работу, ориентированные на специфику воспитания детей из детских домов. Отдельно проводиться работа по обучению специалистов оказанию психологической поддержки и реабилитации приемных детей. Именно этому была посвящена наша программа обучения сотрудников НКО. Ее мы смогли организовать при финансовой поддержке Минэкономразвития РФ.  

Прочитайте историю психолога Ольги Кояковой о том, как она оказывала сопровождение приемной семье из Нижнего Тагила, которая потеряв трех своих детей, взяла из детского дома одну девочку и двух мальчиков 

Цифры: 13 СО НКО приняли участие в проекте (7 НКО из Перми и Пермского края и 6 НКО из Екатеринбурга и Свердловской области); 43 специалиста из 2 регионов обучились работе по сопровождению семей; 2 СО НКО впервые начали апробацию технологии «Семейный клуб» для замещающих семей;  помощь специалистов получили более 250 семей; замещающие родители высоко оценили уровень предоставленной поддержки; в 10 организациях сейчас работают службы сопровождения, либо клубы приемных родителей, либо отдельные специалисты обученные работе с замещающими семьями.

9

Что сделали: В этом году мы обучили волонтеров детского дома на Ляпустина тому, как общаться и взаимодействовать с ребенком, который имеет особенности в развитии. Такое обучение позволит волонтерам стать профессиональнее, а в будущем специалисты и родители смогут на время доверять им заботу о ребенке. Наше обучение - это не просто семинар, это пролонгированные встречи, в которые мы включили консультации, супервизии, чтобы у прекрасных волонтеров, была возможность посоветоваться с профессионалом, развеять какие-то сомнения и стать сильнее. В течение, практически полугода мы вели их в этом деле.  Такую деятельность мы проводим в рамках нашего проекта "Невидимые дети". Данный проект реализуется в рамках Благотворительной программы «Семья для ребенка» при поддержке Благотворительного фонда «КАФ».

Зачем сделали: Передышка! Именно ее мы хотим дать специалистам детских домов, которые все свое время, и часто даже свободное время посвящают работе с детьми. А также передышка - это то, что необходимо приемным семьям, которые воспитывают детей с инвалидностью и посвящают себя ребенку 24 часа в сутки часто на протяжении всей жизни. Передышка - позволяет изменить ситуацию в семье или детском доме к лучшему: близкие люди ребенка получают своевременную поддержку в уходе за ребенком, возможность решить неотложные дела или просто отдохнуть. Это снижает психологическую напряжённость взрослых, позволяет повысить качество жизни. Также волонтеры – это расширение круга общения для детей с ОВЗ и их социализация в жизни.

Цифры:  Мы обучили 12 волонтеров и провели для них 8 специальных занятий.

10

 

Что сделали: В «Семье детям» есть 2 проекта, которые работают на профилактику жестокого обращения в отношении детей. Один проект мы реализуем в детских домах Свердловской области, а другой для школ, детских садов и социального центра Верхней Салды. Мы помогаем специалистам видеть жестокость и действовать в рамках своих компетенций. Проекты касаются трех главных тем: во-первых, работы с детьми по профилактике травли в детских коллективах, во-вторых, поддержки семей, оказавшихся в кризисной ситуации, с целью профилактики конфликтов в семье, в-третьих, поддержки семейного устройства детей и профилактика дискриминации детей в замещающих семьях, профилактика жестокого обращения в детских домах.

Зачем сделали: у нас есть особая технология. Она заключается в том, что на первом этапе мы даем знания специалистам по работе с проблемой, а в дальнейшем полученные знания они передают своим коллегам и непосредственно реализуют с семьями и детьми мероприятия, отвечающие новым технологиям. 

Прочитайте о проекте по борьбе с буллингом, который сделали специалисты Школы №3 

Цифры: 8 семинаров-тренингов были проведены для 62 специалистов, по итогам которых в 5 школах были проведены мероприятия по профилактике жестокого обращения для 1569 детей и 367 родителей.

11

Что сделали: В течение года мы обучали психологов социального центра, детских садов и школ Верхней Салды основам того, как работать со случаем жестокого обращения в отношении детей: смотреть на случай и анализировать его, искать решение. Во время работы проектов специалисты провели для своих коллег супервизии на такие темы:  детско-родительские отношения, профессиональное выгорание, конфликт родителя с воспитателем/педагогом/специалистом, ситуации жестокого обращения, ситуации травли, насилие в семье (физическое и психологическое), работа с приемной семьей, в том числе по вторичному отказу, работа с семьями группы риска, эффективное межведомственное взаимодействие в интересах ребенка. 

Зачем сделали: уже 4 года при поддержке компании «Боинг» мы ведем проекты по профилактике жестокого обращения в отношении детей в Верхней Салде. Нам важно создать в городе профессиональное сообщество, работа над которым началась еще на первом этапе проекта. Идея сообщества заключается в том, что специалисты в будущем будут не только сами работать по данной проблеме в городе, но и оказывать поддержку другим специалистам в качестве тьюторов. Поэтому мы помогаем специалистам овладеть технологиями ведения супервизионных и интервизионных встреч. Данной работе обучаются специалисты, которые принимают участие в проекте уже 3 года. 

Цифры: Мы обучили 17 супервизоров Верхней Салды, которые в свою очередь провели в общей сложности 42 супервизии для 59 специалистов.

12

Что сделали: В Верхней Салде в этом год мы проводили открытые лекции для родителей, которые испытывают трудности в воспитании детей. Прозвучало несколько тем, которые особенно волнуют родителей:  Что делать, чтобы Ваш ребёнок не стал (перестал быть) жертвой издевательств в школе?», «Уважение - как один из способов сформировать зрелые взаимоотношения и самостоятельность подростков», «Агрессивное поведение. Что делать, когда дети ведут себя плохо – воруют, врут, провоцируют драки», «Школьные трудности: как поддержать ребёнка» и пр.

Зачем сделали: Еще в прошлом году мы начали вести лекции и увидели большой интерес к ним. Родители на лекциях всегда активны: слушают, удивляются, спорят и просят, чтобы лекций было как можно больше! Вот, что говорили родители в своих отзывах нам: «Спасибо за возможность научиться строить семейные отношения и воспитывать ребенка в правильном русле», «Такие лекции важны и нужны для любой семьи, неважно полная она или нет», «На лекциях интересно и кратко говорят о самом важном», «Здесь я получила много полезной информации, как сохранить мою семью».

Посмотрите сюжет, где наш лектор Марина Березина рассказывает о том, как конфликты в семье влияют на ребенка 

Цифры: 281 родитель Верхней Салды посетил 8 открытых лекций и 2 интерактивных мероприятия. Продолжительность каждого мероприятия составила 2 часа.

13

 

Что сделали: Чтобы предотвратить жестокость в детском доме важно поддерживать в нем открытость между детьми и взрослыми. Важно помочь им построить такие отношения, при которых потребности каждого ребенка будут встречены взрослыми, а взрослый сможет адекватно среагировать на любые проявления ребенка. Но один из самых главных способов профилактики жестокого обращения – это лишение ребенка уязвимой среды, в которой он находится, поэтому в данном проекте для нас также важна работа по способствованию устройству ребенка в семью. «Семья детям» решает заявленную проблему путем обучения специалистов работе с детьми в сложных конфликтных ситуациях, и поддерживая их в изменениях, которые могут сказываться на отношениях с детьми.

Зачем сделали: Проблема жестокого обращения в отношении детей – это общая проблема, она существует во всем мире. В России более 500 тысяч детей каждый год убегают из семьи, учебных заведений, госучреждений, спасаясь от жестокости родителей, сверстников, воспитателей. В нашем обществе бытует мнение, что шлепки, подзатыльники, отказ общаться с ребенком, употребление грубых слов, запреты являются приемлемыми воспитательными воздействиями на ребенка. И эти культурные особенности несколько осложняют работу с проблемой жестокого обращения. Также обостряют эту проблему условия работы и жизни в таких учреждениях: в силу особенностей детей, лишенных семьи, и высокой степени напряженности взрослых. На наш взгляд, роль общества и НКО в этом вопросе заключается в том, чтобы помочь стать детским интернатным учреждениям приверженными идее безопасной среды, то есть среды свободной от насилия, жестокости, угнетения и издевательств.

Прочитайте наше интервью с Заместителем Генерального секретаря Всемирного Фонда "Детство" Бритой Холмберг. В интервью для «Семьи детям» Бритта рассказала, как проблема жестокого обращения в отношении детей решается сегодня в Африке, Китае, США, Швеции, Украине и других странах. 

Цифры:  Проект поддерживал 105 детей непосредственно (групповая работа и отдельные сеансы) и более 1200 детей косвенно в течение всего проектного периода. Проведено 268 мероприятий (лекции, семинары, тренинги, наблюдения, мастер-классы, лекции по фильмам, фокус-группы, консультации). 5 детских домов в Екатеринбурге приняли участие в разработке методологических материалов по предупреждению жестокого обращения с детьми. Методические материалы проекта распространяются среди всех детских домов в Екатеринбурге и Свердловской области. Они также были распространены на двух общероссийских выставках среди участников со всей страны. В течение отчетного периода прошли подготовку 35 специалистов. Количество муниципальных образований, на территории которых реализован проект: 8 (Екатеринбург, Каменск-Уральский, Верхняя Салда, Лесной, Нижний Тагил, Серов, Нижняя Салда, Асбест).

14

Что сделали: Отделение временного жилья в Ревде работает с 2007 года. Здесь мамам и детям оказывается комплексная поддержка: предусмотрена материальная, психологическая и юридическая помощь, специалисты по социальной работе помогают матерям найти собственные ресурсы для решения проблем, наладить контакты с отцом ребенка, родными или оформить необходимые документы. Отделение принимает мам с детьми, попавших в тяжелую ситуацию, из различных уголков нашей страны. В этом году женщины в рамках оказания помощи получили крышу над головой,  
пересмотрели свое отношение к семье, детям, к своим обязанностям в семье;
наладили отношения с родственниками, мужьями; трудоустроились,
оформили  детские пособия; получили сертификат на материнский капитал; приобрели жилье на  материнский капитал; оформили прописку детям.

Зачем сделали: Дети отправляются в дома ребенка из-за бедности своих родителей, их зависимости от наркотиков или алкоголя, из-за ВИЧ инфицирования,  отсутствия жилья, и просто из-за страха матерей не суметь воспитать ребенка в данных социальных условиях. Для того, чтобы ребенок не оказался в детском доме, нужно предоставить условия, при которых семья, попавшая в тяжелое положение, сможет встать на ноги и жить самостоятельно. Одной из таких услуг является временное жилье.

Прочитайте историю одной мамы, которая оказалась в нашей социальной гостинице зимой 

Цифры: 9 мам и 14 детей проживали и получали помощь в нашей социальной гостинице. 

15

Что сделали: Провели 10 трехчасовых групповых занятий с 20 детьми-клиентами Свердловского областного центра профилактики и  борьбы со СПИД. Темы самые полезные – работа по принятию диагноза, пониманию особенностей собственного организма и того, что они живут не со смертельным, а с хроническим заболеванием. 

Провели 10 трехчасовых групповых занятий с приемными и биологическими родителями подростков-клиентов Свердловского областного центра профилактики и борьбы со СПИД. Темы – мифы о ВИЧ-инфекции, особенности взаимодействия с подростком, сепарация и личные границы, половое воспитание, работа с чувством вины.

Параллельно ведется PR-кампания. Уже прошло порядка 7 лекций для населения Екатеринбурга и Свердловской области (студентов, рабочих, служащих), прошел даже выездной квест для учащихся в Верхней Сысерти. Идет работа над созданием новых информационных буклетов для подростков и взрослых – носителей ВИЧ-инфекции и остального населения Екатеринбурга и Свердловской области.

Зачем сделали: Все групповые занятия, общение экспертов и психологов со взрослыми и подростками направлены в первую очередь на их социализацию, закрепление позитивных изменений в поведении подростков, помощь в решении специфических трудных жизненных ситуаций. 

PR-кампания ставит своей целью формирование открытой и честной позиции по отношении к ВИЧ-инфекции как со стороны ВИЧ-инфицированных людей, так и со стороны обычной учащейся и рабочей молодежи. И конечно, привлечение внимания к столь важной теме, дополнительное информирование в конечном итоге должны привести к оздоровлению общества, предотвращению распространения инфекции.

Цифры: Оказана системная и соцально-психологическая поддержка 10 детям от 7 до 11, живущим с ВИЧ. Порядка 200 жителей Екатеринбурга и Свердловской области получили достоверную информацию о ВИЧ-инфекции, путях ее передачи и распространения. Идет работа над буклетами, 700 экземпляров которых планируется распространить в новом году.

16

 

17

Это дети, которым помогала «Семья детям» и обученные нами сотрудники других организаций.

ВОТ ТАКИЕ ЧУДЕСА под Новый год! ДАВАЙТЕ В 2018 ГОДУ УМНОЖАТЬ ИХ ВМЕСТЕ!

Как Вы считаете существует ли насилие в детском доме?
да
Не знаю
нет
 
  Результаты голосований