Все детские дома Екатеринбурга включились в проект «”Нет” насилию в отношении детей»

На главнуюЛента новостей2015январь30 – Все детские дома Екатеринбурга включились в проект «”Нет” насилию в отношении детей»

С начала 2015 года благотворительная организация «Семья детям» расширила свою работу по созданию безопасной среды для детей в учреждениях государственного воспитания. Методики, разработанные на пилотной площадке Малоистокского детского дома, теперь будут переданы и адаптированы во всех детских домах Екатеринбурга. Проект «”Нет” насилию в отношении детей» реализуется в Свердловской области уже 4 года при финансовой поддержке Всемирного фонда «Детство». В новом году работа по проекту началась с семинара для сотрудников детских домов на тему «Профилактика жестокого обращения в учреждениях государственного воспитания», который по приглашению «Семьи детям» провела Ирина Алексеева,  эксперт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения (г. Москва). Ирина уже более 20 лет работает с этой проблемой и знает о ситуации во всей стране.

Насилию в России в различных его формах подвергается ежегодно до 2 млн. несовершеннолетних*. В зоне риска находится каждый ребенок, в том числе дети, попавшие в детские дома. «Работая над проектом, мы видим, что жестокость в детской среде сегодня является нормой, – объясняет директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова. Это выражается в издевательствах одних детей по отношению к другим, конфликтах между взрослым и ребенком. Поэтому наша задача - помочь специалистам более эффективно взаимодействовать с детьми, выстраивать между детьми доброжелательные отношения, не допускать насилие и действовать профессионально, если оно все-таки произошло. Здесь важно регулярно уделять время обучению и профилактике эмоционального выгорания специалистов – проводить специальные тренинги, психологические разгрузки».

В семинаре приняли участие 20 сотрудников учреждений государственного воспитания Екатеринбурга, включая представителей администраций учреждений. Задачей семинара было структурировать знания участников по теме жесткого обращения, с целью профилактики. Также было важным передать практические инструменты для работы с детьми, которые еще в семье пережили жестокое обращение. «Сегодня меняется контингент детей в детских домах, - отмечает Светлана Блаженкова, начальник отдела государственного воспитания и коррекции Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. В них приходит много подростков, которые не росли в государственных учреждениях и потому изначально воспринимают их враждебно. Боль, которую переживает ребенок, может проявляться по-разному, в том числе в агрессии в адрес других детей. Поэтому актуальным является создание безопасной среды для детей в учреждении. Эксперты в этой области крайне ценны для нас, но сегодня их трудно найти. Поэтому работа «Семьи детям» в этом направлении является важной. Надеюсь, что полученные знания специалисты детских домов будут активно применять на практике и распространять среди своих коллег».

Высказываясь о проблеме жестокости в нашей стране в целом, Ирина Алексеева отметила, что люди стали терпимы к насилию в отношении детей, именно это останавливает предотвращение этого явления в обществе. «Если говорить про детские дома в частности, - добавляет Ирина, - то на семинаре мне понравилась активность участников. Очевидным было, что часть специалистов обучена, что они понимают, о чем идет речь, но нельзя не заметить, что еще многие проблемы просто вытесняются специалистами. Поэтому им необходима поддержка. Первый шаг в изменении системных вещей по этой проблеме, по моему мнению, нужно начинать делать с введения супервизии (разбор трудных случае в работе) в обязательный график работы специалистов. Им нужно работать над сложными вопросами полной командой».

Дело в том, что роли разных специалистов детского дома: социальных работников, психологов, воспитателей по отношению к заявленной проблеме различны. Поэтому на семинаре было важным подчеркнуть важность работы всех специалистов и  представить алгоритмы действий для каждого из них. Заместитель директора одного из детских домов отметила: «Я сегодня поняла, что взяла на себя функционал психолога, потому что у меня есть контакт с детьми, и я знаю некоторые их психические особенности. Сейчас я осознала, что моя задача наладить в учреждении взаимодействие между воспитателями, психологом и детьми, более четко проговорить и обозначить функционал для каждого сотрудника».

Кроме того, как объясняет Ирина Алексеева, работу по предотвращению насилия нужно начинать с изменения отношения к ребенку: «Часто в детские дома ребенок передается, как бандероль. Что было раньше с ребенком, что происходит с ним сейчас, с ним не обсуждается. Ребенок становится объектом управления. А ему нужно, чтобы в нем видели индивидуальность, человека, который чувствует, думает, имеет свои привязанности. В то же время сегодня очень многие специалисты называют детей из детских домов своими детьми, говоря, что они им, как родные. Но в таком случае здесь явно пересекаются личная и профессиональная помощь специалиста. Посыл «это наши дети» формирует у детей такое представление о маме, которая постоянно куда-то уходит, она уходит к другим детям в свою семью. С другой стороны личная помощь специалистов является фактором сильного эмоционального выгорания, когда притупляется профессиональный взгляд на проблему, когда исчезает вера в себя и в то, что делаешь. На это сегодня точно нужно обращать внимание».

В итоге семинара участники рассказали о своей готовности менять существующие порядки у себя в учреждениях. «Я запланировала тренинги в детском доме, у нас появился план работы с детьми, пережившими жестокое обращение, а также созрело предложение для воспитателей учреждений - участников проекта - встречаться и обсуждать вместе трудные случаи, потому что воспитатели работают больше всех и им необходимо помогать», - отметила психолог одного из детских домов. 

«Семья детям» продолжит поддерживать и обучать специалистов в работе с детьми. Кроме того, со своей стороны организация предлагает детским домам в рамках проекта активно запрашивать супервизии, на которых можно решить, как эффективнее построить работу с конкретным ребенком.
* По данным аналитического Центра Государственной Думы РФ, 2011 год
Поддерживаете ли вы какую-нибудь благотворительную организацию в России?
Да
Нет
 
  Результаты голосований