Школам нужна поддержка в обучении детей из детских домов

На главнуюЛента новостей2017июль31 – Школам нужна поддержка в обучении детей из детских домов
В Екатеринбурге завершила работу программа по созданию в школе дружественной среды в отношении детей из детских домов и приемных семей. В частности, она призвана оказать педагогам школ профессиональную поддержку в обучении детей. Данная программа была реализована некоммерческой организацией «Семья детям» совместно с Всемирным фондом «Детство» в рамках проекта «Нет» насилию в отношении детей», который действует в городе уже 6 лет. Работа по поддержке учителей велась в Екатеринбурге в 2016-2017 гг.
Самостоятельно справиться со школьной программой получается лишь у 16% детей из детского дома, всем остальным нужна помощь. При этом в 76% случаев школа свою помощь не предлагает совсем. Таковы данные Фонда профилактики социального сиротства. Омбудсмен по правам ребенка Анна Кузнецова считает, что сегодня нужно менять школьную систему в отношении детей-сирот, что необходимо разработать правила адаптации детей в российских школах. 

«Часто специалисты школ говорят о том, что они сталкиваются с трудным поведением, агрессией, неуважением к старшим, прогулами, отсутствием интереса к учебе воспитанников учреждений государственного воспитания или приемных детей, - говорит директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова. - этих отношениях страдают сами педагоги, т.к. не могут выстроить процесс обучения должным образом, трудности испытывают домашние дети и их родители, опасаясь влияния «неблагополучных» детей на успеваемость и безопасность школьной среды. И больше всего в этом процессе страдают дети, пережившие опыт сиротства, т.к. сами не могут справиться со своими проблемами и из-за этого не способны адаптироваться в школе, быть успешными в учебе и социально компетентными. При этом сегодня необходимы специалисты, которые понимают особенности этих детей и умеют с ними работать». 

На входе работы программы в школе было выявлено, что педагоги не осознавали причин поведения своих учеников, не знали, что происходит с ребенком, когда он лишается семьи, как это сказывается на его поведении, на его отношении к людям и к окружающему миру. Откуда у детей берется агрессия, нежелание учиться, склонность к рискованному поведению. Многие из педагогов эмоционально были выгоревшими из-за того, что находились в большом стрессе, т.к. рассматривали детей из государственных учреждений как помеху для своей работы. «Основные запросы учителей касались того, как выдерживать детскую грубость, хамство, трудное поведение детей на уроке, как  овладеть методиками построения контакта с такими детьми и приемами эффективной работы с ними» - говорит координатор проекта Наталия Лытнева.

Во время занятий специалисты «Семьи детям» пришли к выводу, что наиболее эффективным способом работы с учителями будет являться разбор конкретных случаев. От практики - к теории - подведение теоретической основы под разбор конкретных кейсов. Во время разбора трудностей в работе учителей, тренеры давали конкретные методики диагностики и коррекции поведения детей, совместно со специалистами тренировались в их использовании, проводили совместные дискуссии по выработке решений и действий в трудных ситуациях. 

Из истории работы с учителями
«У нас учится ребенок семиклассник, а у него знаний только на первый класс. Он с трудом за раз может написать три предложения, говорит, что забывает, как пишется буква Я, а мы ведь уже деепричастные обороты будем скоро проходить. Что с ним делать, он просто запущенный» – рассказывает учитель русского языка одной из екатеринбургских школ на семинаре «Как найти общий язык с ребенком из детского дома». 
Такая неуспеваемость ребенка чревато переживанием вины самого учителя. Именно себя учитель винит в некомпетентности, а по сути в том, что было упущено раньше другими взрослыми, или сложилось в силу жизненных обстоятельств, в которых рос ребенок. Казалось бы, проще снова махнуть рукой на него, и пусть он также до девятого класса и учится. Но так этому учителю не проще. 

На семинаре учителя вместе со специалистами «Семьи детям» разбирали одну из технологий, которая позволяет педагогам всем вместе разобраться с тем, что происходит с ребенком, который не учится, мешает всем, не слушает, и вызывает бурю негативных эмоций. «Мы пришли к выводу, что все-таки важно ориентироваться именно на индивидуальные потребности ребенка и маленькими шажками идти к совсем маленьким переменам, - резюмирует педагог, одна из участниц встречи. - Если у ребенка знания на первый класс, то будучи даже в седьмом классе, с ним нужно начинать программу второклассника. Такой индивидуальных подход, конечно, невозможно применить ко всем детям, но к тому ребенку, который вызывает беспокойство у всех педагогов школы, можно. Это обсуждение и методика разбора случая оказалась очень ценной для нас. У педагогов было много эмоций и чувств, связанных с этим мальчиком, было много вопросов. Но сегодняшняя встреча как-то привела всех к решению, которое, надеюсь, поможет нам в дальнейшем с этим ребенком, а главное, она поможет ему самому». 

Планы на будущее

В итоге учителя стали лучше ориентироваться в причинах «плохого» поведения своих подопечных и собственных эмоциональных реакциях на них. Они овладели методиками диагностики и (частично) коррекции. Много узнали про проблему адаптации к школе приемных детей и детей из учреждений государственного воспитания. Научились корректировать методы преподавания в соответствии с реакциями и сложностями конкретных детей.

«Заберите ваших детей» - к сожалению, мы не редко слышали от педагогов школ такое, - говорит заместитель директора по воспитательной работе Малоистокского детского дома Наталья Коровина (прим.: сегодня данное учреждение называется «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Октябрьского района города Екатеринбурга»). -  И для нас крайне важна  помощь в поддержке специалистов школ во взаимодействии с нашими детьми. Дело в том, что многих дети из-за разных семейных обстоятельств попадали в школу очень поздно, родители могли их отдать в первый класс только в 10 лет, самостоятельно с ними не занимались. В связи с этим у многих детей появляется отторжение к учебе, потому что многое упущено, потому что у них не получается. Образовательная система сегодня устроена так, что она не предполагает воспитательного процесса и ребенок должен попасть в школу сразу мотивированным на обучение. Такие стандарты. А дети из неблагополучных семей, которые попали в наш детский дом, у них, конечно, не пройдены все эти естественные процессы, с ними никто не играл дома в школу, никто их не мотивировал на учебу. У педагогов, особенно молодых, нет опыта и знаний, как работать с детьми, которые пережили отчуждение, отказ. Но нам важно, чтобы наши дети могли учиться, важно, чтобы педагоги понимали, что ребенку необходимо обучение на любой стадии его развития. Школа имеет большую общественную значимость для ребенка из детского дома, именно здесь он начинает пробовать реализовывать себя, чтобы потом выйти в большой мир. Сегодня есть большая потребность, чтобы такие проекты по поддержке учителей школ, где учатся наши дети, продолжались». 

Сотрудники «Семьи детям» также считают, что в дальнейшем работу с учителями нужно продолжить. Они  нуждаются в профилактике и терапии профессионального выгорания, знаниях о бесконфликтном общении и работе с  трудным поведением, тренинговой и супервизионной поддержке. В рамках данной работы «Семья детям» обучает специалистов других организаций тому, как работать с близким окружением детей.
Как Вы считаете существует ли насилие в детском доме?
да
Не знаю
нет
 
  Результаты голосований