Мы подвели итоги проекта «Нет» насилию в отношении детей»

На главнуюЛента новостей2016август01 – Мы подвели итоги проекта «Нет» насилию в отношении детей»

Главной целью проекта  является создание безопасной среды для детей, проживающих в детских домах. Он является уникальным для Свердловской области и реализуется Благотворительной организацией «Семья детям» уже 5 лет. За это время ему удалось вырасти из небольшого проекта, работающего в одном детском доме, в целое направление, которое охватывает различные города области. Подводя итоги за минувший год проекта, «Семья детям» определила основные достижения, а также обозначила проблемы детских домов, которые будет решать в дальнейшем, при финансовой поддержке Всемирного фонда «Детство». 

«Семья детям» решает заявленную проблему путем обучения специалистов работе с детьми в сложных конфликтных ситуациях, и поддерживая их в изменениях, которые могут сказываться на отношениях с детьми. Второе направление работы в рамках реформирования детских домов было особенно востребовано в последнее время. 
В частности, за прошедший год проведено 12 рабочих встреч, организовано 15 семинаров для сотрудников 5-и детских домов, проведено 9 супервизий и 20 тренингов, организовано 43 мероприятия для детей, издано методическое пособие по профилактике жестокого обращения в отношении детей, а также осуществлена оценка проекта. Все это было проделано с той целью, чтобы специалисты умели видеть жестокое обращение, понимать свои компетенции в этом вопросе, и знать, как решать проблемные ситуации, которые возникают с детьми. 
Также проект коснулся темы особенно важной для детских домов сегодня, – это их реформирования. Напомним, в 2015 году детские дома в России перестали быть детскими домами. С недавнего времени их стали переименовывать в центры содействия семейному воспитанию. Их главная функция теперь - найти семью для ребенка и выстроить систему ее сопровождения после усыновления. Но у сотрудников вчерашних детдомов нередко нет такой квалификации - нужны специалисты, профессионально работающие с семьей.
В связи с этим «Семья детям» постоянно сопровождала администрацию и сотрудников учреждений в тех трудностях, которые они обозначали  в процессе преобразований. Проводила различные семинары, тренинги, консультации, чтобы поддержать и передать специалистам необходимые знания. Одним из достижений проекта стало обучение коллектива Малоистокского детского дома работе с семьей и сопровождение детского дома в открытии школы приемных родителей  при учреждении, которое произойдет в ближайшее время. 
«Сотрудники учреждений переживали тревогу и страх за свое будущее и за текущее состояние дел в связи с реформой, - говорит директор «Семьи детям» Лариса Бучельникова. - Звучали фразы «мы не умеем работать с семьями», «а что если, наших детей никто не возьмет» и т.д. Все эти тревоги говорят о серьезных изменениях, потрясших систему в последнее время, и о том, что сотрудникам учреждений требовалась серьезная методическая и психологическая поддержка в этот период. На фоне тревожного состояния взрослых, особо трудно адаптироваться детям. Поэтому мы уверены, что в детских домах помощь нужно оказывать именно взрослым, от них зависит, как будет чувствовать себя ребенок ежедневно». 

При работе с учреждениями были отмечены важные потребности, присущие сотрудникам учреждений, и в следующем году «Семья детям» будет работать над ними. 

Во-первых, существует потребность в методической поддержке и в супервизии. Не всегда у сотрудника есть понимание, как найти выход из той или иной ситуации, будь это проблема взаимоотношений с воспитанниками, коллегами или системные противоречия. Для участников проекта будут регулярно проводиться индивидуальные и групповые супервизии, подразумевающие разбор трудных случаев в работе, проработку сильных чувств и восполнение психологических ресурсов, повышение профессиональных компетенций. 

Во-вторых, есть потребность в повышении профессиональных и личных компетенций. Работа в учреждениях для детей-сирот – это зона риска эмоционального выгорания специалистов. Сотрудникам приходится ежедневно помогать детям, нередко имеющим отклонения в развитии, психологические травмы. При недостатке компетенций сотрудник вынужден использовать психологические защиты, которые часто огрубляют его, делают менее чувствительным, и, следовательно, менее способным помочь ребенку, пережившему травму. В рамках это задачи в проекте будут проводиться регулярные встречи по профилактике эмоционального выгорания. 

В-третьих, выявлена потребность в повышении профессиональных компетенций, связанных с семейным устройством детей, в частности с устройством детей, имеющих физические и ментальные нарушения. В рамках реформы перед сотрудниками учреждений встали новые задачи: требуется более профессиональный и тщательный подход в работе с кровными и приемными семьями, с самими воспитанниками, которым предстоит отправиться в приемную семью и адаптироваться там. Специально для этого будут организованы обучающие семинары.    

Воспитатель детского дома Светлана Шевченко: «После прихода «Семьи детям» в целом работа в детском доме сильно изменилась. Дети стали более спокойные, слышать стали, не реагировать так сильно. Все это за счет того, что взрослые стали меняться. Нам не дают конкретных решений, а рассказывают откуда брать ресурсы, как выстраивать отношения с детьми и как все это влияет на поведение. Мы ведь все семинары, все тренинги постоянно обсуждаем, напоминаем друг другу. За последний год я увидела, что дети ценят меня, хотят, чтобы я была с ними. Я по итогам работы с «Семьей детям» могу сказать, что с детьми мы сейчас, как семья». 
Мороков Игорь Рудольфович, Уполномоченный оп правам ребенка в Свердловской области: «Общественные организации имеют свои, как правило, отличные от государственных учреждений, человеческий, методический, информационный и финансовый ресурсы. Внедрение этого опыта в работу государственных учреждений воспитания детей есть сама по себе инновация. Направление, выбранное «Семье детям» для работы, чрезвычайно важно. Проблема жестокого обращения с детьми – одна из наиболее актуальных. При этом особенно опасна для детской психики такая система отношений с воспитывающими взрослыми, в которой нет места теплым человеческим отношениям, принятию ребенка в любом его состоянии, где игнорирование ребенка, скрытое или явное унижение его другими детьми или взрослыми подкрепляются в системе и кажутся естественными и обязательными даже ему самому».
Поддерживаете ли вы какую-нибудь благотворительную организацию в России?
Да
Нет
 
  Результаты голосований