Право быть услышанным: участие детей и молодежи в развитии социальной политики в России (завершен)

На главнуюТекущие проекты – Право быть услышанным: участие детей и молодежи в развитии социальной политики в России (завершен)

  Методическое пособие, разработанное в рамках проекта

О ПРОБЛЕМЕ

Право детей на участие в решении проблем, оказывающих влияние на качество их жизни, обеспечено статьей 12 Конвенции ООН о правах ребенка. Начиная с 1980-х годов специалисты во всем мире все чаще говорят о том, что при активном участии детей в оценке, планировании, принятии решений и осуществлении социальных проектов по профилактике детского и семейного неблагополучия, социальная работа с детьми и семьями становится более результативной и в большей степени отвечает их интересам и потребностям. Но вопрос реализации этой идеи не в теории, а на практике пока остается открытым. 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Проект «Право быть услышанным: участие детей и молодежи в развитии социальной политики в России».

Период реализации: Декабрь 2010 – Ноябрь 2013
Место реализации: Чкаловский район г. Екатеринбурга, Санкт-Петербург, Орел (Орловская область)
Финансирование: грант Делегации Европейского Союза в России «Инвестируя в людей:  участие детей».  
Партнеры: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия» (г. Москва), Автономная некоммерческая организация «Центр развития инновационных социальных услуг «Партнерство каждому ребенку» (г. Санкт-Петербург) и Международная организация по патронатному воспитанию/the International Foster Care Organisation (IFCO).

Проект призван реализовать права и возможности детей групп риска

Идея

Все люди имеют право выражать свое мнение по вопросам, которые напрямую влияют на их жизнь. Дети – не исключение. Для детей важно знать, что к ним прислушиваются, даже если взрослые по объективным причинам не всегда могут дать им то, чего они хотят. Ведь тогда дети не чувствуют себя беспомощными и свои проблемы склонны решать уже не в одиночку, а вместе с теми, кто реально может им помочь. Для того, чтобы участие детей в собственной судьбе было реальным, а не символическим, необходимо специально готовить и детей, и взрослых, которые помогают им, а также менять структуру учреждений, которые заботятся о детях.

Технология

Проект нацелен поддержать детей без попечения родителей и детей, находящихся в конфликте с законом, чтобы в дальнейшем они могли иметь возможность участвовать в процессе принятия решений относительно своей судьбы. В 2013 году этот проект был завершен. Последние три года специалисты трех российских НКО сосредоточили усилия на включение детей в процессы по лишению родительских прав и поиску альтернатив лишению свободы.
В проекте принимали участие группы детей из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Свердловской области, Орла и Орловской области.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Главные итоги проекта были проведены на большом международном детско-молодежном форуме, где дети были главными действующими лицами, и где они могли открыто говорить о своих проблемах и переживаниях. Мы пригласили представителей из других стран, чтобы они также смогли поделиться своим опытом. Мы хотели, чтобы все участники и заинтересованные лица проекта обменялись идеями и предложили госструктурам действующие методы в решении проблемы подростковой преступности, проблемы лишения родителей родительских прав без участия детей, вопроса реализации прав детей-сирот с ограниченными возможностями. Дети из разных городов и стран нашли общий язык между собой, и у нас получилось начать диалог между молодежью и чиновниками.

РАБОТА С ДЕТЬМИ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ В Санкт-Петербурге АНО «Партнерство каждому ребенку» занималось вопросом реализации права участия детей в судебных процессах, когда выносится решение по лишению их родителей родительских прав. В процессе работы ребята настаивали на личном общении с человеком, принимающим решение об их дальнейшей жизни.

Маша К. 13 лет. ДОЛ «Голубое Озеро»: «Я делаю цифровую историю и меня это заставляет задуматься…»

В итоге организация вместе с детьми разработали несколько механизмов учета детского мнения:
- цифровая история о ребенке, которая может помочь взрослым, принимающим решение о его дальнейшей судьбе, услышать мнение ребенка;
- неформальное интервью с судьей, как процесс беседы с целью узнать о событиях жизни ребенка;
- детская комната. Пушкинский районный суд один из первых в городе открыл детскую комнату, где может быть заслушано мнение ребенка. Координаторы проекта совместно с детьми приняли активное участие в ее оформлении своими рисунками.
- интервью посредством видеоконференцсвязи. Это снижает психологическую нагрузку на ребенка.


РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В Екатеринбурге НП «Семья детям» с осени 2011 до весны 2013 проведены тренинги и встречи с детьми, которые проживают в Детском доме-интернате «Полянка». Главной целью было узнать мнение детей о том, как они видят свою сегодняшнюю жизнь, что думают про взаимодействие со значимыми в их жизни взрослыми и хотят ли что-то изменить, улучшить. Сотрудники «Семьи детям» занимались развитием тех качеств и умений детей, которые помогут им в будущей самостоятельной жизни. Двое ребят из группы детского дома-интерната участвовали в международном форуме. Дети очень изменились за сравнительно небольшой срок – они стали проявлять себя, понимать, что могут высказываться обо всем, что их волнует. Это говорит о том, что занятия с ними могут быть эффективны, просто нужна последовательность, настойчивость, желание услышать ребенка, умение быть с ним рядом. Тренеры отмечали у детей большую потребность в длительном и индивидуальном общении со взрослыми, которые бы помогали ребенку начать самостоятельную жизнь.

Дети высказывали такие пожелания:

- Чтобы были хорошие няни и воспитатели
- Чтобы, люди, которые не могут ходить, могли подниматься и передвигаться везде Создать условия для танцев и других занятий
- Больше мероприятий с другими детьми
- Лучшая подготовка персонала
- Сделать так, чтобы не скучали, но и не уставали
- Образование лучшего качества
- Чтобы на нас не кричали (за дело – можно, чтобы понял)
- Забрать детей в семьи

На будущее

Отсюда родилась идея продолжения этого проекта в виде развития услуги «Старший брат, старшая сестра». Суть услуги – с помощью индивидуальных наставников помочь детям из детских домов  освоить навыки самостоятельной жизни.

РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ В КОНФЛИКТЕ С ЗАКОНОМ

В Екатеринбурге 2 года собирались группы условно осужденных подростков. Целью этих встреч было дать возможность условно осужденным подросткам высказать свое мнение о мерах наказания, которые были применены к ним, а также обсудить проблемы, с которыми они столкнулись. Еще одним направлением работы было предложить и апробировать более эффективные меры воспитательного воздействия, чем условное наказание. 

Дети предложили такие формы решения подростковой преступности:

- Уроки о правах человека
- Введение медиации как альтернативы наказанию подросткам
- Физическая работа и помощь другим
- Проведение тренингов для родителей
- Замещающие семьи для подростков, находящихся в конфликте с законом
- Курсы повышения квалификации для специалистов разных ведомств

Мнение Сергея об участии в проекте:
«Я как подросток в одиночку ничего бы не смог. Когда мы собрались все вместе, стали заниматься, выявлять проблемы, решения… это стало возможным. Я стал более активным. Я стал участвовать. Я понял, что все реально…».

Представители суда отметили полезность встречи в том, что она дала им возможность взглянуть на проблему с другой стороны - глазами подростков. Помощник судьи Наталья Гайдаржийская высказала свое лично отношение к Сергею: «Я вижу, что тебе было важно, что есть такие взрослые (трененеры «Семьи детям»), которые тебя, как несовершеннолетнего приняли, услышали твое мнение. Пусть, они, где-то не согласны с тобой, но во всяком случае, они восприняли твою точку зрения, как твою собственную. Лично я увидела в тебе изменение, и это очень ценно. Изначально ты думал «Ай, да от меня ничего не зависит». И многие так думают… Благодаря проекту ты понял, что твое мнение услышали, в том числе услышали судьи областного суда. И одно из твоих предложений мы попробуем реализовать на практике. Спасибо за твое участие и за откровенность».

На будущее
Участники проекта встречались с представителями суда и других государственных учреждений. На встречах было принято решение, что можно повлиять на то, как несовершеннолетний участвует в процессе суда. Это часто влияет на исход решения. Было принято апробировать форму подготовки подростка к судебному заседанию на базе Чкаловского районного суда.

В Орле

Обучение медиации

При колонии для несовершеннолетних в рамках проекта продолжила свою работу служба медиации (примирения) для воспитанников колонии. Участники проекта, подростки преступившие закон, говорили о важности внедрения системы медиации как способа решения спора в суде. Проведение тренингов по разрешению конфликтов для несовершеннолетних показались им действенной мерой для их социализации и выбора правильного решения, когда они стоят на грани правонарушения.

Устройство в семью для детей из детских домов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и в конфликте с законом

Совместно с РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия» (г. Москва) «Семья детям» пытались повлиять на решение проблемы детей в конфликте с законом с помощью замещающей семьи.  Впервые в нашей стране успешно была внедрена новая модель по помещению в семью подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. «Семья детям» совместно с местными партнерами создала в городе Орле специальную службу, где проходили обучение родители, которые хотели взять на воспитание таких ребят, а также сами подростки.  За время проживание в семье, а это примерно 6 месяцев, замещающие семьи могут подготовить подростка к самостоятельной жизни, и будут способствовать его социализации и профилактике
правонарушений.

В 2013 г. 2 сестры-близняшки захотели пойти в семью. Интересно было наблюдать за изменениями, которые происходили в поведении и эмоциональном состоянии девочек. Девочки стали более общительными, уверенными и счастливыми. Принадлежность к семье нашла отражение в их внешнем виде – девочки покрасили волосы в такой же цвет, как у приемной мамы и сестер. Они с гордостью говорили: «Я приемная дочь… Моя приемная мама…». В настоящее время принимающая семья стала приемной для девочек–близнецов, вместе со своей
приемной сестрой поступили в одно учебное заведение.

Сестры о жизни в принимающей семье

«... Я не сразу согласилась пойти в семью, долго думала, сомневалась... думала нас там любить не будут, а теперь мое мнение поменялось... со мной хорошо общались . Я научилась многому ... слушаться маму - это приятно. Мне важно узнать все про семью, как жить в ней, потому что в будущем у меня тоже будет семья. Мы рады, что семья нас всему научила… и спасибо специалистам центра, что они нас поняли и сделали все, чтобы нам было хорошо в семье».

На будущее

В дальнейшем специалисты проекта провели тренинг для детей, оставшихся без попечения родителей. Сестры выступили в качестве экспертов для подростков. Сегодня 7 подростков высказали желание пожить в семье. Специалисты службы продолжают работу по поиску кандидатов в принимающие родители и ведут работу с детьми, желающими
принять участие в проекте.

В ИТОГЕ

1. Выявлены и протестированы новые формы участия детей в процессе лишения родительских прав (видеоконференция с ребенком,  неформальная беседа ребенка с судьей, цифровая история) в г. Санкт-Петербурге;
2. Протестирована уникальная и первая в России принимающая семья для детей в трудной жизненной ситуации, в том числе преступивших закон, в г. Орле;
3. В Орловской области проведена работа в колонии для несовершеннолетних по применению техник медиации для обучения осужденных несовершеннолетних эффективным и социально приемлемым способам общения;
4. В г. Екатеринбурге выявлена потребность подростков с условным осуждением быть подготовленными к процедуре суда;  выявлена потребность детей из интернатных учреждений в подготовке к самостоятельной жизни.

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:

 

Автономная некоммерческая организация  «Центр развития инновационных социальных услуг «Партнерство каждому ребенку» (г. Санкт-Петербург)

РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия» (г. Москва)

Международная организация по патронатному воспитанию/ the International Foster Care Organisation (IFCO)

СОФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА:

Европейский Союз

                                        

        

Добавить свой комментарий

* Ваше имя:
* Комментарий:
[картинки должны быть включены]
обновить
  введите РєРѕРґ
 
Как Вы считаете существует ли насилие в детском доме?
да
Не знаю
нет
 
  Результаты голосований