Учительница школы ушла работать в детский дом, чтобы стать приемной мамой

На главнуюЛента новостей2018апрель17 – Учительница школы ушла работать в детский дом, чтобы стать приемной мамой

Сегодня в детских домах не редки случаи, когда специалисты учреждений становятся приемными родителями. По сути, их можно назвать профессиональными родителями, ведь, кто как не они имеют большой опыт взаимодействия с ребенком и могут соизмерить свои силы в принятии его в семью, кто как не они в качестве специалистов обладают особыми знания в отношениях с детьми. Мы поговорили с приемной мамой Ольгой Сулеймановой, которая оставила профессию учителя в общеобразовательной школе и 5 лет проработала воспитателем в Екатеринбургском детском доме - интернате для умственно отсталых детей. Именно отсюда Ольга приняла в семью девочку. 

Ольга, расскажите о своей семье. Когда пришла первая мысль взять ребенка из детского дома?

У меня есть родная дочка 11 лет, живем мы вместе с моей мамой, папой и племянником, ему 5 лет. Я больше не могу иметь своих детей, а всегда мечтала о большой семье. Я когда со стороны на большие семьи смотрела, как там братья и сестры общаются, меня это всегда вдохновляло. Еще в детстве я любила ухаживать за младшими. Для меня, чем больше детей,  тем дружнее семья. У меня есть такие знакомые семьи, по ним видно, что они сплоченные, один за всех, хорошо. Так я решилась взять в семью Настю. Ей 6 лет, но выглядит она на 3-4 годика. 

Как долго вы готовили родственников к принятию ребенка? 

Этот вопрос мы обсуждали всей семьей. Примерно год готовились. Дочка приходила ко мне в детский дом, сначала смотрела издали на детей, как они гуляют. Настю она сначала испугалась, а потом они смогли наладить контакт. Родители просто пошли мне на встречу - хорошо к этому отнеслись. С мамой мы сразу обсудили, сможет ли она мне помогать, ведь я работаю, у меня полный график, а ребенок может заболеть еще что-то, нужна поддержка со стороны. 

Какая была первая реакция у семьи на ваше признание, что хотите взять приемного ребенка?

Сначала был страх… А вдруг не получится. Вдруг ребенок не сможет привыкнуть к нам или мы к нему. Я знаю разные мелочи работы с детьми с инвалидностью, а родители их не знают. Я постаралась объяснить. И мы решились. Шли мы к этому вместе потихонечку. Сначала с Настей куда-то вместе ездили, смотрели справляется ли она с нами  и мы с ней, потом уже в гости стали брать, сначала на 3-4 часа потом больше. 

Расскажите о первых днях Насти в вашей семье

Сначала она с опаской на все реагировала. Не подпускала к себе никого. Когда к нам домой приходил посторонний человек, она его боялась: падала на пол, кричала, могла биться головой о стену. Если человек подходил, пытался познакомиться, эти проявления только обострялись. Соседка ко мне могла прийти, но если она задерживалась у нас минут 30, то у Насти начиналась настоящая паника. В садике первое время было то же самое. Сейчас все изменилось, она привыкает к людям, которые ее окружают. Но иногда это происходит снова, если мы приходим в больницу, она очень сильно тревожится, единственно, уже не так резко. 

Раньше ее обнимешь, она кричала, что не надо, а сейчас подходит сама обнимает. 

Животных она тоже очень боялась, когда мы ходили в контактный зоопарк, для нее это был шок. Думали, что нам придется отдать собаку из семьи, но все обошлось. 

Сейчас с Настей мы ходим даже в театр, и она нормально высиживает.

Еще у Насти совсем не было речи, когда я ее взяла. Сейчас, после 7 месяцев дома, она стала произносить звуки.

В садике сейчас Настю хвалят. Если раньше у нее не получались какие-то дела, то она нервничала. Сейчас делает что-то потихонечку, не сразу, но делает. Какой-то интерес стала проявлять к занятиям.

Что повлияло на изменения?

Из детского дома я всегда брала ее игрушки, какие-то знакомые  вещи, чтобы ей было спокойнее. Нам помогали игры, частое переключение внимания с одного на другое. Также мы постоянно куда-то ходим и совсем не сидим на месте. Активный образ жизни ей помогает достаточно быстро адаптироваться. 

Также помог гостевой режим. Он длился 4 месяца – большую часть летом. Мне помогло, что из дома все дети уехали в лагерь, родители на дачу и 2 месяца мы жили с Настей вдвоем. Здесь она уже привыкать стала больше. Я поняла, когда я ее уводила и приводила домой, у нее был страх, что из детского дома в какой-то момент я ее не заберу. Когда я начала ее водить в садик, было то же самое, я приводила ее на 4 часа, а она боялась, что я за ней не вернусь. Летние месяцы помогли ей довериться. В детский дом я ее уже не возвращала, она увидела, что дома другая ситуация, забота другая. 

Если говорить про окружение, друзей, соседей, то как они отреагировали на приемную дочку?

Первое их впечатление было, что я ненормальная, что у меня своих забот мало, итак без отца воспитываю родную дочь. Постоянно загружена, куда еще. Но я настроилась, я шла к этой цели. Я размышляла больше года. Все уравновешивала. Долго мы всей семьей шли к этому. 

Что стало особенно важным в принятии решения?

Больше всего мне помогла атмосфера в Школе приемных родителей, потому что многие пришли с целью взять ребенка в семью. Важна была помощь, разные разговоры со специалистами и родителями. Много делали разных упражнений, о том сложится ли путь к ребенку, будет ли ребенок преградой для чего-то или нет, как мы перенесем, что ребенок нездоров, как воспримем отношение общества к таким детям. Также с коллегами своими я много общалась, все нюансы узнавала, какие сложности бывают с детьми с инвалидность. Обсуждали даже просто, как в отпуск поехать, к чему готовиться. 

Что вы открыли в себе после того, как сделали этот шаг? 

Поняла, что детей чужих не бывает, что детям нужна любовь, и она многое меняет. Даже в ситуации с Настей, она ведь совсем не говорила, а сейчас у нее есть звуки, она говорит целый слог - ма. Это важно для меня. 

Если она все-таки не начнет говорить, вы готовы к этому?

Ничего. Мы понимаем друг друга и без слов. Правила в доме этому помогают. Мы уже адаптировались.

Что придает больше всего сил в воспитании ребенка с инвалидностью?

У меня даже страха не было, что инвалидность Насти будет для меня проблемой. Сил мне придает мой опыт работы с особенными детьми. 

И еще, я не могу этого не сказать, потому что это звучит отовсюду. И это отбирает силы. Многие думают, что родители за деньги берут детей. Но невозможно быть с ребенком 24 часа в сутки за какие-нибудь, например, 10 000 рублей в месяц. Деньги – это только поддержка. Ко мне из опеки приходила женщина, говорит, покажите шкаф ребенка. Я открываю шкаф. А я не могу даже два дня подряд отправить дочку в одном платье в садик. Она отметила, что у нас многое уже есть для Насти. А я тогда еще никаких денег не получала.

Как вы пришли на работу в детский дом?

Я работала в детском садике воспитателем, а также в школе учителем информатики. В детском доме у меня работала сестра, и она меня сюда пригласила. Сначала было очень тяжело. Я не могла свыкнуться с тем, что здесь большие дети в подгузниках ходят, что нужно за ними ухаживать, мыть, несмотря на их возраст. Также я не понимала детей и совсем не знала, что от них ожидать, они все разные. Потом я привыкла. Совместная деятельность помогла. Мы с детьми стали куда-то постоянно выезжать, праздники вместе устраивали, мероприятия. Я поняла, что мне очень нравится с ними. Дети всегда отвечают теплом. Они добрые, я не чувствую никакого подвоха в отношении с ними. Например, в школе намного тяжелее с обычными детьми было, там совсем не чувствуешь своей ценности. 

Если говорить про приемных родителей, у которых нет возможности сначала поработать в детском доме, понять, узнать, а потом уже взять ребенка в семью. Что бы вы им посоветовали?

Конечно, много общаться с родителями, которые уже взяли детей в семью, лично общаться, узнать какие есть инструменты, для взаимодействия с ребенком, для его развития. Какие есть способы, чтобы понять подойдет ли семья ребенку и наоборот. Чем больше общаешься, тем больше информации получаешь. 

Вы устаете? Ведь весь день проводите на работе с детьми, потом большая семья ждет вас дома

Я не чувствую усталости (смеется). Иногда после работы еще силы на тренировку остаются: я учусь сейчас на физкультурном факультете. Остается время для себя даже. 

Дети, которых вы в детском доме воспитываете, знают, что у вас есть приемная дочка?

Да, они знают. Например, мой воспитанник Андрей мне всегда говорит: «Ты и меня возьми к себе домой». А я всегда, когда мы семьей едим куда-то, например, на выставку, в "Парк бабочек" , я всегда беру ребят из моей группы. Мне нравится, что они со мной выезжают, не сидят на месте. Они восхищаются поездками, они ждут. Знают, например, что если я в выходные выхожу работать, то мы будем делать торт. Ждут, что я принесу коржи, что они будут работать блендером.  Не просто в школу сходили, поели и спать легли. 

Есть ли у вас дома семейные традиции?

На выходных мы постоянно что-то стряпаем. На кухне собираемся все вместе. Настя свою лепту вносит – ей нравится раскатать тесто и разными формочками делать печенье. 

Какая для вас самая главная эмоциональная отдача от того, что вы приемная мама?

Я очень люблю Настю. Когда ее обнимаю, сразу чувствую любовь. Для меня радость, что и она стала обнимать меня все больше. Еще нравится, что все дети у меня дружат, что нашли  контакт. Это счастье. Я понимаю, что в дальнейшем, скорее всего, Настя не сможет быть совершенно самостоятельным взрослым человеком. Но меня это не пугает. Я готова с ней быть всю жизнь. У нас семья и, я надеюсь, мы будем вместе. 

Елена Кондрашкина, психолог благотворительной организации 
«Семья детям», говорит на темы, которые затронула Ольга в интервью

О поддержке близких 
Нельзя не сказать что, принимая ребенка с особенностями в семью, взрослый должен понимать, что у него будет поддержка со стороны. Ольга совершенно правильно обговорила с близкими – со своими родителями - возможную помощь. В противном случае у семьи высок риск эмоционального выгорания, ощущения несчастья и неполноценности. В то же время, есть примеры, когда у приемных родителей нет взрослой поддержки, но есть другие дети уже в подростковом возрасте, и это тоже подстраховка: можно сходить в магазин и оставить ребенка со старшим братом или сестрой. Если нет даже этого – будет тяжело. 
Гостевой режим 
В интервью Ольга говорит, что у нее была возможность принять взвешенное решение о приеме ребенка в семью: они встречались в детском доме, куда-то выезжали, проводили вместе время в парках, и других общественных местах. Когда есть сомнения важно делать просто маленькие шаги и потихоньку двигаться к ясности. И у Ольги это получилось. Гостевой режим в данном контексте нужно рассматривать как один из важных этапов принятия ребёнка в семью. Но нужно осознать, что гостевой режим для ребёнка - это очень серьезно, для него это уже практически принятое решение – вы его родители. Если вы будете приводить ребенка к себе домой, а потом решите, что это не ваш ребенок, для него это будет однозначно – травмой. Невозможно объяснить, почему он не может здесь больше остаться ведь ему казалось, что он здесь уже навсегда. Он начинает подсознательно думать, что с ним что-то не так, это только усугубляет его самооценку и мироощущение. Есть родители, которые относятся к гостевому режиму несерьезно. Знаю случай, когда приемная мама брала нескольких детей из детского дома на гостевой режим и каждому говорила, что она его мама. Это недопустимо. К гостевому режиму нужно относиться как очень ответственному шагу. Это точно не первое средство, с помощью которого родитель может понять подходят ли они друг другу с ребёнком. Гостевой режим - это уже этап адаптации ребёнка в семье. 
Адаптация ребёнка в семье
Что касается процесса адаптации у Ольги, замечательно, что в самом начале у них с Настей была возможность побыть 2 летних месяца наедине. Ребенку в адаптационном периоде крайне важно почувствовать, что мама – она только его и ничья больше. 
Как взять ребенка с инвалидностью в семью? 
Можно сказать, что ситуация Ольги, близка к идеалу, ведь она, перед тем как взять ребенка долгое время работала в учреждении. Но из этого можно сделать вывод – чтобы взять ребенка в семью,  надо узнать его, его особенности, и соотнести их со своими возможностями.  
Будущее с особенным ребенком
Вообще тема будущего она очень важная. Думать на несколько лет вперед, а тем более на десятилетия сложно. Но в такой ситуации необходимо. Нужно понимать, что 5-летний ребенок и 13-летний – требует совершенно разного подхода. И это нужно рассчитывать. Нужно быть готовым к тому, что чудес может не произойти и ребенок никогда не пойдет или не заговорит. А может быть, его состояние ухудшится. Чаще действительно дети меняются, развиваются, но сильно рассчитывать на это не нужно. Здесь нужно быть пессимистом, потому что тогда, ты или подготовлен к трудностям, или приятно удивлён тем успехам, которые делает ребёнок. 
Также необходимо говорить обо всем с семьей, думать, что будет, когда родителей ребенка не станет. У меня есть знакомая семья: папа один воспитывает сына. Ребенок нуждается в круглосуточном уходе. Понимая, что настанет момент, когда сын останется один, отец уже сегодня обеспечивает ему подушку безопасности. Чтобы доверенные люди уже после могли ухаживать за сыном. Он думает об этом сейчас пока в силах что-то решить.

PS: Интервью создано благотворительной организацией «Семья детям» в рамках проектов организации:

"Невидимые дети" (проект реализуется при финансовой поддержке Европейской Комиссии в рамках общероссийской программы «Содействие реформе детских учреждений в российских регионах» («Семья для ребенка») Фонда "КАФ".

"Бывший детский дом по устройству детей в семьи (проект реализуется при поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко). 

Как Вы считаете существует ли насилие в детском доме?
да
Не знаю
нет
 
  Результаты голосований