Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми (завершен)

На главнуюТекущие проекты – Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми (завершен)

Реализация проекта: Некоммерческое партнерство «Семья детям» (2013 г)
Место реализации: Свердловская область
Финансирование: Министерство социальной политики Свердловской области
Партнеры: Министерство социальной политики Свердловской области

Проект направлен  на поддержку семей в трудной жизненной ситуации и снижение рисков жестокого обращения с детьми. Проект охватывает практически все категории, которые имеют отношение к данной проблеме, – это  специалисты социальной сферы, неблагополучные семьи, приемные и опекунские семьи, дети, которые воспитываются в семьях «группы риска» и учреждениях государственного воспитания.

ИТОГИ ПРОЕКТА

По данным общероссийского социологического исследования, проведенного в 2009 году Институтом социологии РАН, физические наказания детей в каждой второй российской семье являются нормой. В целом, ежегодно жертвами насилия и жестокого обращения в России становятся около 100 тыс. детей. Согласно показателям Министерства внутренних дел Российской Федерации, по итогам 2010 года рост преступлений сексуального характера по отношению к 2009 году увеличился более чем в 2 раза. Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области сообщил, что только в 2012 году в области против несовершеннолетних было совершено около 4,5 тыс. преступлений. 13% из них были совершены родителями детей. В группе риска также находятся дети, оставшиеся без попечения родителей и проживающие в учреждениях государственного воспитания. Проблема жестокого обращения с детьми одна из наиболее актуальных, она лежит в основе многих преступлений и в перспективе может приводить к суицидальному, асоциальному, девиантному поведению самих жертв. В основном применяются меры, направленные на повышение раскрываемости таких преступлений и утяжеление наказаний за них. Очень мало работы проводится по профилактике этих явлений.

Эти проблемы НП "Семья детям" решало в рамках социального проекта: «Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми». В ходе проекта работа проводилась как с семьями и детьми в трудной жизненной ситуации, так и со специалистами социальной сферы. Семьям оказывалась помощь в вопросах воспитания детей, особое внимание было уделено профилактике жесткого обращения. Для воспитанников учреждений государственного воспитания был проведен специальный курс о том, как защитить себя в ситуации риска. Для специалистов, работающих в детских учреждениях, были организованы семинары по созданию безопасной среды для ребенка. Одним из основных этапов работы стало обучение и супервизионная поддержка специалистов социальной сферы.

ЧАСТЬ 1: Работа со специалистами социальной сферы

* Расшифровка фильма *

Алина Плотникова, координатор проектов НП «Семья детям»: «Повышение профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, – сегодня одна из актуальных задач. Социальная работа, как вид профессиональной деятельности, требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно».

В рамках работы по проекту «Семья детям» обучали руководителей и специалистов порядка 40 учреждений социального обслуживания семьи и детей Свердловской области современным методам работы по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях. Также специалисты  получили четкое представление, как справляться с буллингом. Этот термин характеризует такое явление как травля или издевательства одних детей по отношению к другим. Это явление сейчас очень распространено в детских коллективах. Дети и подростки, подвергшиеся издевательствам, получают серьезные психологические травмы, которые могут оказывать существенное влияние на их самооценку, успешность в деятельности, а также  приводить к существенному повышению риска суицида среди подростков. Эксперты «Семьи детям» утверждают, что основная трудность работы с проблемой буллинга в том, что она скрыта. Специалисты детских учреждений не обладают знаниями о том, какое поведение в детском коллективе можно отнести к травле, обычно конфликтные ситуации рассматриваются отдельно, и не проводится систематическая работа. Статистики по количеству случаев травли не ведется, но во время встреч со специалистами при разборе случаев из их практики они рассказывают о случаях травли, о своих сложностях в работе с этими ситуациями.

Вот, что говорят по этому поводу сами специалисты

«Приходилось сталкиваться с травлей одних детей по отношению к другим. Материалы «Семьи детям» в дальнейшем будут очень полезны, надеюсь помогут справляться с этой проблемой».

«Многие взрослые не хотят видеть проблему буллинга. Мне было интересно узнать почему так происходит. Также было полезным понять, как выявлять проблему травли, и как ее диагностировать».


Наталия Алексеева, руководитель программного отдела НП «Семья детям»: «Представители органов опеки, социальные работники, детские психологи, педагоги в детских домах – все они хотят помогать людям, изменить их жизнь к лучшему. Но многие из них со временем начинают испытывать усталость, разочарование, эмоциональное выгорание. Количество сирот не убывает, судьбы выпускников детских домов неутешительны, семьи иногда не могут разрешить свою ситуацию. Из-за масштабов проблемы специалисты заходят в тупик, и не знают что делать, другие уходят из профессии. Это напрямую влияет на эффективность деятельности, т.е. на судьбы детей и семей. Именно поэтому большой интерес у многих сегодня вызывают супервизии. Супервизии помогают выявить как трудности в работе, так и личностные проблемы специалистов социальной сферы. В рамках этого метода разбираются представленные участниками сложные случаи по работе с семьями и детьми, составляется план действий специалиста для выхода из сложившейся ситуации. Метод предлагает новые механизмы работы с определенной проблемой, дает возможность повысить эффективность деятельности специалиста и влияет на профилактику профессионального выгорания. Именно этой практики сегодня так не хватает в системе социальной защиты». 

В Екатеринбурге был проведен Круглый стол, посвященный организации супервизионной поддержки социальных и образовательных учреждений, где был представлен опыт в этом вопросе Регионального центра практической психологии и социальной работы «Вектор» из города Перми. Их программа реализуется при поддержке Министерства экономического развития РФ и направлена на повышение качественных услуг для детей и семей групп риска через создание эффективной системы профессиональной поддержки специалистов. Сегодня в Перми более 400 сотрудников социальной и образовательной сфер получают супервизионную поддержку на постоянной основе. Для Свердловской области это совершенно новое явление и у нее есть большие перспективы. За границей супервизия уже переведена на уровень стандарта, т.е. используется всеми без исключения. Когда есть определенные стандарты работы, технологии решения проблем, а не только список функций и оклад только тогда специалисты могут работать результативно, считают эксперты. Одной из площадок для распространения пермского опыта в Свердловской области стала организация «Семья детям».

Наталья Белова, директор ГБУ СОН «Центр помощи семье и детям Октябрьского  района г. Екатеринбурга «Отрада»: «Я считаю, что это очень важный и ценный опыт, то что сегодня рассматривается возможность создания такой системы в Свердловской области».

В итоге круглого стола его участники составят резолюцию, куда войдут их предложения относительно внедрения услуги супервизионной поддержки и направят его в соответствующие органы государственной власти для его дальнейшего продвижения.

Обратная связь от специалистов социальной сферы о супервизионной поддержке

«Я считаю, что нашим директорам нужно подбирать надежных специалистов, которым работа интересна и значима. Чтобы они могли плодотворно себя реализовывать и помогать людям. Конечно, полезным оказалось для меня обучение «Семьи детям», я в восторге, у меня масса впечатлений».

«Я считаю, что очень полезна супервизионная поддержка, потому что в малых группах разбирается разный опыт работы людей. Это становится полезным, потому что происходит обмен опытом, непосредственно можно найти решение той проблемы, которой ты озабочен. Для меня как молодого специалиста существенным оказалось то, что проблемы у разных людей схожи».

«Супервизия необходима для специалистов, потому что поднимаются различные проблемы, высказывается мнения разных специалистов и в то же время раскрывается их опыт».


Завершая проект, эксперты «Семьи детям» также интересовались у специалистов социальной сферы, чего еще им не хватает в работе. В итоги мы получили от них ценную обратную связь.

«Не хватает живого обучения, потому что интернет, литература они доступны, но разбора конкретных случаев, обмена опытом можно добиться только на таких встречах».

«Хотелось бы больше супервизий, лекций, потому что, когда молодой специалист по социальной работе приходит в профессию он попадает непонятно куда, начинает сам разбираться во всем, а хотелось бы опираться на чужой опыт и в общении, и решении проблем».

«Все специалисты работают по принципу «отработал и ушел». Они не заинтересованы в том, чтобы помочь человеку разобраться в проблеме, рассмотреть ее с разных сторон, например, подключить в работу своих коллег, чтобы действительно был командный комплексных подход, чтобы совместно искались пути решения проблемы. Для этого, я думаю, нужно устраивать конференции и обучающие семинары для специалистов».

«Необходимо обучение по работе с семьей. У нас очень проблемные семьи».

ЧАСТЬ 2: Работа с семьями и детьми

По этическим соображениям мы не публикуем фото- и видеоматериалы, на которых легко узнаваемы:

- дети, воспитывающиеся в приюте или детском доме,

- родители и лица их замещающие, которые испытывают трудности в воспитании своих детей.

Александра Мелях, координатор проектов НП «Семья детям»: «Многие взрослые не видят разницы между жестокостью и наказанием, и поэтому уклад многих семей является жестким по отношению к ребенку, он не способствует его гармоничному развитию. Например, особенно опасны для детской психики не разовые пьяные побои, а регулярные физические наказания. В результате такого насилия у ребенка формируется образец поведения в группе сверстников, а в дальнейшем – и в собственной семье. В неполных и замещающих семьях помимо проблемы жестоких наказаний существует риск отказа от ребенка, когда родитель перестает справляться с поведением ребенка».

Чтобы решать эту проблему «Семья детям» разработала серию мероприятий  по воспитанию детей без применения насилия. Мастер-классы проводились для приемных родителей, одиноких матерей и отцов, на которых сотрудники некоммерческой организации учили родителей устанавливать и поддерживать правила в семье, обеспечивающие развитие детей в среде, свободной от жестокого обращения. Родители делились своим опытом воспитания детей, который у многих оказался схожим. Родители чувствуют высокую ответственность за здоровье и жизнь своих детей, но иногда не в силах или просто не знают, как справится с ребенком без наказаний.

Александра Мелях: «Мы затрагивали тему правил в семье, на сколько жесткими они должны быть, и как добиваться их соблюдения. Второй момент, который оказался очень важным, заключался в том, что родители сами испытывают дефицит поддержки, уважения, отдыха и свободного времени. Поэтому с родителями мы говорили о том, что многие вещи - соблюдение порядка, послушания, договоренности - можно получить не ремнем, а через уважение и авторитет. Авторитет приобретается  путем того, что дети приобретают те же ценности, что есть у родителей: проводят вместе свободное время, делают вещи, которые им нравятся. Таким образом, у них формируются дружественные отношения, которым не нужно насилие».

Обратная связь от родителей

«Темы были очень актуальны. Обучение для меня было полезным. Я поняла, что проблемы есть не только у меня».

«Мне бы хотелось посещать такие встречи, чтобы можно было разобраться в своих проблемах с ребенком и найти пути решения, возникающих проблем».

«От семинара лично для себя я взяла очень много. Хотелось бы, чтобы чаще были такие семинары. Я на таком впервые присутствовала. Жизнь меняется, отношения в семье меняются. Я бы хотела, чтобы семинары проводились еще не только отдельно для родителей, но и совместно с детьми».

«Особенно мне интересно было узнать, как эффективно ругаться. Много полезного услышала от других родителей. Еще есть проблемы, о которых мне хотелось бы говорить и говорить – это ребенок инвалид. Очень хотелось бы узнать о том, как с ними быть. Трудно у нас в обществе с ними. Не знаю, например, как мне со своим ребенком вести себя в обычном обществе. Чтобы окружающие не заостряли свое внимание на нем, чтобы он себя свободно чувствовал. Чтобы все относились к нему не с сожалением, а как к нормальному человеку
»


По итогам встречи родители также обозначили, что им необходима поддержка в таких вопросах как «Что делать, когда ребенку ничего не интересно?», «Альтернатива компьютеру», «Как сделать, чтобы ребенок слушался?», «Как ругаться, чтобы ребенок услышал?». Многие семьи нуждаются в поддержке. К сожалению, они не всегда обращаются за ней, иногда они даже не знают, что такая помощь доступна. Поэтому в рамках встреч с родителями специалисты «Семьи детям» говорили с ними о том, где и какую поддержку они могут получить, что сложные ситуации лучше решать с самого их возникновения.

Александра Довиденко, координатор проектов НП «Семья детям»: «В проекте мы особое внимание уделяли не только работе с родителями, но и самим детьми. Сегодня особенно сложной является ситуация с детьми, воспитывающимися вне семьи, в учреждениях государственного воспитания. Несмотря на все усилия учреждений и специалистов, выпускники часто попадают в ситуации риска, не умеют распознавать опасности. Именно поэтому с детьми мы проводили занятия, где учили их тому, как защитить себя в опасной ситуации
. Другой проблемой, которая сегодня стоит особенно остро является – травля в детском коллективе, для этого явления существует термин – буллинг. По статистике более половины впервые совершенных в России правонарушений приходится на детей в возрасте 10-12 лет. При этом каждое третье преступление - тяжкое или особо тяжкое. К сожалению, все чаще дети даже младшего школьного возраста для решения проблем и конфликтных ситуаций прибегают к насилию. Угрозы, насмешки, клевета, запугивание через соцсети, в более жестких случаях побои — все это орудия буллинга. Дети при этом получают серьезные психические травмы. Иногда не могут просто адаптироваться в обществе».

Специально для подростков «Семья детям» проводила семинар по защите от буллинга. На котором детям рассказывали о проблеме буллинга, учили их вести себя в группе, где происходит издевательство, и самим справляться с буллингом.

ЧАСТЬ 3: Методические материалы


* Расшифровка фильма *

Для того, чтобы распространять свой опыт, нами были созданы различные методические материалы по профилактике жестокого обращения с детьми. Аудитория этих материалов самая разная. Это и специалисты, и родители, и дети.

Брошюра «Я могу защитить себя» создавалась для родителей и специалистов, работающих с детьми в возрасте от 4 до 9 лет. С помощью данного пособия в ходе совместной работы взрослого и ребенка можно научить детей знать и уважать свое тело, понимать разницу между хорошими и плохими прикосновениями. Также можно научить ребенка рассказывать о потенциально опасных ситуациях тем взрослым, которым он доверяет.

Также вместе с московской организацией «Теплица социальных технологий» была создана интернет-игра для детей «Ёжка и его секреты. Главные герои игры девочка и мальчик попадают в разные жизненные ситуации, подготовленные для них добрым и мудрым персонажем Ёжкой.  Играя с детьми, Ёжка учит их с осторожностью относиться к незнакомцам,  знать и уважать свое тело, понимать разницу между допустимым и недопустимым обращением с ним со стороны других людей. Главный секрет Ёжки в том, что дети должны научиться рассказывать об опасных ситуациях, в которых они оказались, тем взрослым, кому они доверяют. При этом важно построить такие отношения с ребенком, чтобы он мог поговорить со взрослым на любые темы.  Также игра советует ребенку в случае опасности сказать «Нет» или убежать. Три этих правила дети очень легко запоминают». Отметим, что игра «Ёжка и его секреты» создавалась при участии детей. Воспитанники Екатеринбургского детского дома №7, Вика и Костя, озвучили ее главных героев. Ребята были выбраны для игры не случайно. Все дети нуждаются в защите, и дети, воспитывающиеся вне семьи, не исключение.

Кроме того, чтобы распространять идею недопустимости жестокого обращения с детьми в обществе мы создали социальную рекламу. Это стало возможно благодаря нашему профессиональному волонтеру комиксисту Константину Дубкову. Совместно был создан комикс «Нет» насилию в отношении детей».

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ В ЦИФРАХ

Количество детей, принявших участие в проекте 721
Количество семей, принявших участие в проекте и воспользовавшихся услугами 28
Проведено мероприятий для детей 109
Проведено мероприятий для специалистов 7
Количество специалистов, участвовавших в проекте 144

Над фильмом работали:

Артем Соковец,
Татьяна Красникова

В фильме приняли участие:
Лариса Бучельникова,
Наталия Алексеева,
Александра Довиденко,
Александра Мелях,
Алина Плотникова,
Руководители и специалисты учреждений социального обслуживания семьи и детей Свердловской области,
Дети из ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям «Каравелла» Верх-Исетского района города Екатеринбурга»,
Родители.

НП «Семья детям» благодарит всех волонтеров за участие в создании фильма!

Добавить свой комментарий

* Ваше имя:
* Комментарий:
[картинки должны быть включены]
обновить
  введите РєРѕРґ
 
Как Вы считаете существует ли насилие в детском доме?
да
Не знаю
нет
 
  Результаты голосований