В бывшем детском доме №3 в Екатеринбурге подвели итоги проекта по  реформированию учреждения

На главнуюЛента новостей2019декабрь05 – В бывшем детском доме №3 в Екатеринбурге подвели итоги проекта по  реформированию учреждения

В Екатеринбурге завершился социальный проект «Навстречу семье», который стартовал в декабре 2018 года. Он был направлен на проведение комплексной работы по поддержке Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Орджоникидзевского района Екатеринбурга (бывшего детского дома №3). Что явилось частью реализации реформы российских детских домов, вызванной Постановлением Правительства РФ №481 от 24.05.2014 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Данное учреждение стало третьим наряду с детским домом-интернатом на Ляпустина (ЕДДИ) и бывшим Малоистокским детским домом, которые получили поддержку в рамках инфраструктурной практики «Бывший детский дом». Каждый из проектов был поддержан Министерством социальной политики Свердловской области, а «Навстречу семье» реализовывался благотворительной организацией «Семья детям» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

В итоге, за время работы проекта в учреждении 10 детей были устроены в замещающие семьи (на 20% больше, чем в 2018 году), количество детей, устраиваемых в семьи, выросло на 73% и достигло показателя в 19 человек. У 9 детей были восстановлены отношения с кровными родственниками (в 9 раз больше, чем в 2018 году), а также удалось сократить количество отказов от детей на 57% по сравнению с 2018 годом. Между тем, показатель возвратов детей в учреждение в 2017 году рос на 80% по сравнению с 2016 годом, а показатель устройства детей в замещающие и кровные семьи падал с 2016 года к 2017 году в 2 раза. В рамках проекта 39 приемных родителей получили сопровождение, которое было организовано в групповой форме и в форме индивидуальных консультаций с психологами.
Всем этим показателям предшествовала самостоятельная работа учреждения, а также помогла комплексная работа с сотрудниками учреждения. 15 постоянных и ключевых специалистов бывшего детского дома, во-первых, прошли семинары, которые направлены на то, чтобы специалисты умели эффективно работать с приемными родителями и кровными родственниками детей и восстанавливать кровнородственные связи.
Во-вторых, для них был проведен курс психотерапевтических семинаров-тренингов по профилактике профессионального и эмоционального выгорания, который был призван найти ресурсы и сформировать готовность к изменениям в учреждении.
В-третьих, специалисты «Семьи детям» делились опытом и знаниями в ведении Школы приемных родителей, которая открыта на территории учреждения. Такое обучение позволяет специалистам осуществлять качественную подготовку родителей к принятию ребенка в семью. Помимо школы приемных родителей в работу учреждения были внедрены инструменты для работы по сопровождению приемных родителей.
Доступность регулярной поддержки существенно ослабляет напряжение родителей, позволяет специалистам отвечать на индивидуальные запросы семей, что становится дополнительным эффективным фактором предотвращения вторичных отказов.
В-четвертых, в процессе реализации проекта проводились регулярные супервизии для специалистов учреждений с целью разбора трудных случаев в работе и мотивирования на изменения в работе в рамках реформы.
Главным результатом проекта стало повышение компетенций специалистов детского учреждения в устройстве детей в семьи. В целом о методике практики можно прочитать в методическом пособии, созданном по итогам проекта.
Несмотря на то, что проект длился год, а мероприятия проходили около 3 раз в месяц, специалисты СРЦН достаточно быстро почувствовали эффект: «Мы стали более уверенными и спокойными в работе с родителями и детьми, смотрим на проблемы не с паникой, а пониманием, как это можно решить» - говорили участники. - «Научились понимать различные реакции ребенка, что с ним происходит, видим причины состояния, а значит знаем над чем работать», «Мне очень запало в душу… «Не осуждайте». Действительно, я раньше могла ругаться на кровных родителей, родственников детей, не воспринимала их, а теперь не осуждаю, потому что мы не знаем в результате чего эта семья оказалась в таком состоянии. Осознала необходимость работать, взаимодействовать с кровной семьей, не отторгать ее, особенно, если дети стремятся к общению. После проекта у меня есть позиция, что детям необходимо налаживать связи с кровными родственниками. Понимание пришло после обучения», «Теперь мы в коллективе говорим на одном языке, понимаем какие методики использовать, и обсуждаем все между собой», «Появилось ощущение, что ты не один с этой проблемой! Есть специалисты, к которым можно обратиться за поддержкой».
В дальнейшем практика «Бывший детский дом» будет продолжать свою работу в учреждениях. В частности, в ближайший год будет запущен проект «Служба по принятию решений», в рамках которого пройдут мероприятия по обучению специалистов государственных Школ приемных родителей, в том числе тех, которые открыты при бывших детских домах, ныне социально-реабилитационных центрах Свердловской области.
СПРАВКА
Напомним, с 1 сентября 2015 года детские дома в России перестали быть детскими домами. Их переименовывают в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних. Их главная функция теперь — найти семью для ребенка и выстроить систему ее сопровождения после усыновления или опеки, а также создать условия для проживания детей в детском доме максимально приближенные к семейным. В этой связи очень важно помочь специалистам в преобразованиях, и дать им те навыки в вопросах устройства детей в семью, которыми они пока не обладают.
Отметим, что программа поддержки детских домов в реформировании реализуется «Семьей детям» третий год. Ее прошли бывший Малоистокский детский дом (сегодня СРЦН Октябрьского района Екатеринбурга) - уже сегодня на территории учреждения работает Клуб приемных родителей и ведется индивидуальное сопровождение родителей, а также Екатеринбургский детский дом-интернат для умственно отсталых детей, где открыт специальный модуль Школы приемных родителей, которые воспитывают детей с инвалидностью. Кроме того, групповое сопровождение в рамках преобразования учреждений получают специалисты еще 8 учреждений Свердловской области. Более подробно об этой работе можно посмотреть видеоролик.
Как Вы считаете существует ли насилие в детском доме?
да
Не знаю
нет
 
  Результаты голосований